Соотнесите названия с определениями (пишем цифру и напротив букву соответствующего определения) 1Султан
A. это звание присваивалось своему национальному герою только народом. В знак особенного предпочтения, некоторые казахские роды называются именами своих предков
2Батыр
B. представитель определенного жанра казахского исторического поэтического творчества
3 Би
C. это звание знати в Казахском ханстве, чаще всего были правителями отдельного рода или племени
4 Жырау
D. они обладали знаниями истории народа, его быта, обычаев и традиций, отличались мудростью и красноречием
КУЗНЕЧНОЕ РЕМЕСЛО
Большим уважением в народе пользовались кузнецы. Их называли уста, дархан, шебер – мастер, умелец, Устахана. Кузница (реконструкция)искусник. В народе существовало представление, что кузнецы обладают сверхъестественными силой и Такое отношение к людям этой профессии характерно для всех тюркоязычных народов. Секреты своего мастерства кузнецы хранили в тайне и передавали его по наследству. Их мастерство и искусство воспето в героических сказаниях казахского народа, например, в поэме “Кобланды”.
Кузнечное ремесло казахов обеспечивало население предметами хозяйственного и бытового назначения.
Кузнецы не имели своих постоянных мастерских и время их появления относится примерно к началу XX века.
В процессе работы мастера использовали следующие орудия труда: меха (корык), наковальня (тос), тиглиНаковальня (ерытетын ожау), набор молотков различных размеров с плоскими или выпуклыми рабочими концами (балга), щипцы (кыскаш), зубила (шапкы), долото (кашау), пробойники (тескыш), кочерга (косеу), бурава (бургы), рашпиль (турпы).
Кузнец применял в работе горячую ковку, отливку металла по приготовленным формам, заклепку различных деталей, филигрань и чернение.
Металл приобретали у русских купцов на рынках Средней Азии. Древесный уголь в основном заготавливали сами, но и покупали у специалистов-угольщиков, которые появились среди казахов во второй половине XIX века.
В этот период уже отливали и ковали сошники для пахотных орудий (шойын тыс, темир тыс), серпы для уборки хлебов и косьбы трав (орак и шалгы орак), кетмени (кетпен), стремена (узенгы), узду (жуген), металлические пряжки и кольца для конской сбруи, ножницы для стрижки овец (кайшы), подковы (тага); различную домашнюю утварь: кувшины, чайники, подсвечники, подставки для котлов в виде круга на треноге. В древности из бронзы отливали котлы и жертвенники со скульптурными изображениями голов барана, козла или коня. Следуя этой традиции, казахские кузнецы украшали подставки для котлов скульптурными изображениями бараньих голов.
Из особой стали делали так называемые кривые сабли, которые в казахском народном эпосе именуются алмас кылыш. Их рукоятки и эфес убирались драгоценными камнями. Эфесы покрывались рельефом, например, с изображением орлиной головы. Ножны для них изготовлялись из черной или красной кожи с тиснением, покрывались серебряными или бронзовыми бляшками.
До присоединения Казахстана к России (1731) кузнецы ковали и отливали кинжалы, секиры(айбалта), наконечники топоров, полусабли(селебе), длинные ножи(жекеауыз), трехгранные наконечники копий, двухгранные и четырехгранные наконечники стрел и даже фитильные ружья (мылтык).
Топор и кинжал. Сабля. XVIII век. Айбалта (секира)
Поселение и жилище Одежда Пища и
1. Установите соответствие между событиями (процессами) и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ) УЧАСТНИКИ
А) присоединение Казанского ханства к России
2) А. М. Курбский
Б) разгром Непобедимой армады
4) Фрэнсис Дрейк
В) издание Новоторгового устава
5) А. Л. Ордин-Нащокин
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A Б В
245
2. Установите соответствие между событиями (процессами) и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ) УЧАСТНИКИ
А) движение левеллеров
1) Джон Лильберн
Б) присоединение Смоленска к Московскому государству
3) Василий III
В) Переяславская рада
5) Б. М. Хмельницкий
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A Б В
135
3. Запишите термин, о котором идёт речь.
Предприятие, основанное на ручном труде работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции.
мануфактура
4. Запишите термин, о котором идёт речь.
«Период в истории России, ознаменованный стихийными бедствиями, гражданской войной, русско-польской и русско-шведской войнами, тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом»
смута или смутное время
5. Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.
«Московский великий князь, в самом деле, присоединив… много областей и княжеств, весьма расширил свою державу. Особенно же в [таком-то] году от Рождества Христова вёл он тяжёлую войну против Зигмунда [Сигизмунда] польского и вследствие и предательства Михаила Глинского захватил известный город и область Смоленск, завоёванную более ста лет назад Витольдом, великим князем литовским. И хотя в следующем, [таком-то] году поляки с большим войском двинулись к русским пределам и одержали славную победу, так что на поле битвы под Смоленском погибло более тридцати тысяч московитов, как о том подробно повествуется в истории Павла Иовия, они так и не смогли вернуть себе этот город и сильное княжество, которые и до сего времени пребывают во власти московитов».
Укажите имя Великого Московского князя, о котором идет речь в историческом источнике. (Имя указывать в формате «имя и прозвание» или «имя и номер». Например, Александр Благословенный или Александр I)
Укажите год, когда был взят Смоленск.
1) имя: Василий III;
2) год: 1514 г.
6. Назовите главу Московского государства, при котором происходили события, обозначенные на карте.
Рассмотрите карту и выполните задания 4, 5.
Подпишите на карте города Новгород и Псков.
Укажите название войны, события которой показаны на карте.
где карта
7. Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVI в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ознакомьтесь с приведённым перечнем и изображениями памятников культуры и выполните задания.
1) Архангельский Собор (Собор святого Архистратига Михаила) в Москве
2) Повесть о «Шемякином суде»
Создателем какого из приведённых памятников культуры был Алевиз Новый? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVII в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
где изображения
8. Укажите время, с точностью до десятилетия, когда в России завершился период Смутного времени. Укажите одно любое событие из истории зарубежных стран, относящееся к этому же веку и десятилетию. Не следует указывать событие из истории международных отношений, одной из сторон которого была Россия.
Время с точностью до десятилетия: 1610-е
Событие из истории зарубежных стран: начало Тридцатилетней войны.
9. Укажите время, с точностью до десятилетия, когда к России были присоединены Казанское и Астраханское ханство. Укажите одно любое событие из истории зарубежных стран, относящееся к этому же веку и десятилетию. Не следует указывать событие из истории международных отношений, одной из сторон которого была Россия.
Время с точностью до десятилетия: 1550-е гг.
Событие из истории зарубежных стран: заключение Аугсбургского религиозного мира.
10. Укажите время, с точностью до десятилетия, когда в России были введены заповедные лета. Укажите одно любое событие из истории зарубежных стран, относящееся к этому же веку и десятилетию. Не следует указывать событие из истории международных отношений, одной из сторон которого была Россия.
Время с точностью до десятилетия: 1580-е гг. ИЛИ 80-е гг. XVI в.
Событие из истории зарубежных стран: разгром Англией Непобедимой армады.