Поразительно, насколько предвзято в римских описаниях жизни Ганнибала сообщается о его характере. Даже признавая военный талант Ганнибала, авторы спешат подчеркнуть его недостатки, которые, предположительно, являлись отличительной особенностью его характера. Для народов античного мира история не являлась рассказом с изложением фактов, не была средством для преподавания моральных уроков, в которых делался упор на характер личности и его достоинства.[46] Очернение характера Ганнибала вполне может быть следствием традиционного римского консерватизма — глубокая убежденность в своем моральном превосходстве.[47] Таким образом, римские авторы в своих сочинениях о войне с Ганнибалом подчеркивали достоинства римлян и отсутствие должных качеств, в том числе моральных, у противника.[48]
азацко-крестьянская война 1648-1651 годов стала воплощением глубокого внутриполитического кризиса, который существовал в Речи Посполитой в 17 веке. Масштабность казацко-крестьянской войны, её роль в истории белорусского народа, делают исследование войны и отдельных её фрагментов достаточно актуальным. Наше время даёт возможность использовать малоупотребительные источники, пересмотреть сведения уже выученных документов, добавить новые научные исследования и на основе разнообразных источников сделать комплексное исследование положения на белорусских землях во время казацко-крестьянской войны 1648-1651 годов. Научная актуальность проблемы обусловлена неразработанностью темы как в отечественной, так и в зарубежной историографии.
Поразительно, насколько предвзято в римских описаниях жизни Ганнибала сообщается о его характере. Даже признавая военный талант Ганнибала, авторы спешат подчеркнуть его недостатки, которые, предположительно, являлись отличительной особенностью его характера. Для народов античного мира история не являлась рассказом с изложением фактов, не была средством для преподавания моральных уроков, в которых делался упор на характер личности и его достоинства.[46] Очернение характера Ганнибала вполне может быть следствием традиционного римского консерватизма — глубокая убежденность в своем моральном превосходстве.[47] Таким образом, римские авторы в своих сочинениях о войне с Ганнибалом подчеркивали достоинства римлян и отсутствие должных качеств, в том числе моральных, у противника.[48]