Военная реформа Карла Мартелла была ответом на вызовы времени (набеги арабов, усиление магнатов и ослабление центральной власти) и формированию системы условного землевладения у франков (как позже реформы у англосаксов времен Альфреда Великого и в Германии времен Генриха I Птицелова). Смена Меровингов Каролингами сопровождалась важными изменениями во взаимоотношениях светской и духовной власти — правителей франков и пап римских, что сакрализации власти Каролингов. Вопрос о восстановлении империи важен и в контексте тематики развития государства, и с точки зрения роли традиции, в данном случае традиции империи, которую в 800 г. восстановил Карл Великий. С другой стороны, «каролингское возрождение» — повод поговорить о значении античного наследия, «возрождения» Античности. Верденский раздел и распад империи Карла Великого заставляют вернуться к теме стабильности и нестабильности государств и обществ и теме «ассимиляции» (которая, впрочем, встает и при рассмотрении войн Карла Великого в связи с причинами длительности и упорства сопротивления саксов). Наконец, впервые в курсе средневековой истории можно довольно подробно остановиться на деятельности исторической личности — Карла Великого, одного из самых выдающихся полководцев и правителей Средневековья, о котором мы к тому же довольно много знаем, причем не только о его государственной деятельности, но и о его внешности, привычках в повседневной жизни и т. д. (см. Справочный материал). Проблематику урока можно связать и с историей Руси: союз Карла со славянами против аваров — хороший повод упомянуть рассказ об обрах в Повести временных лет.
Поражения от датчан
Походы Великого войска. 865—879 годы.
Постепенное отчуждение между королём и его народом привело к нескольким поражениям, понесённым англо-саксами от данов, которым Альфреду пришлось уплатить дань. Заключённое перемирие избавило на время Кент и Уэссекс от набегов данов, но остальная Англия осталась без и была завоевана викингами.
Датчане захватили и разграбили в 871 году Лондон. Весной 874 викинги напали на Мерсию и быстро разгромили её войско. Король Мерсии Бургред бежал в королевство Франков, а на престол сел ставленник датчан Кёлвульф II. Часть датчан двинулась затем на север к реке Тайн, но так как грабить здесь было уже почти нечего, Гутрум, избранный датчанами королём Восточной Англии, возвратился туда с большей частью войска, чтобы дать воинам отдых и собрать подкрепление. Одновременно викинги стали осваивать захваченные ими земли, строить поселения и обрабатывать землю. Согласно Англо-саксонской хронике: «…они занялись пахотой и обеспечением своей жизни». В 876 король Йорка Хальвдан I раздал своим воинам земли в Нортумбрии.
Военная реформа
Ряд источников [ приписывают Альфреду Великому и военную реформу. Альфред разделил страну на военные округа, в которых каждые пять хозяйств (гайд) выставляли одного воина, снабжая его всем необходимым за свой счёт. Каждый город тоже давал определенное количество солдат. Служба в войске оставалась обязанностью каждого свободного человека, но теперь он мог часть времени проводить в своём хозяйстве. Кроме того, часть воинов теперь несла гарнизонную службу в городах и селениях, а другая часть находилась в действующей армии. Затем они менялись местами, так что воины не были надолго оторваны от своего дома.
Кроме того, каждый земледелец должен был принимать участие в содержании мостов и укреплений. Альфред первым отказался от народного ополчения (фирда) и стал формировать воинское сословие. Тэны, составившие англо-саксонскую знать, и воины королевской дружины были полностью освобождены от работ на земле. Дружинники становились средними и мелкими землевладельцами, на которых должны были работать крестьяне.
15 августа 1769 года в городе Аяччо на острове Корсика, принадлежавшем Французскому королевству, появился на свет человек, чье влияние мир ощущает на себе до сих пор. Так сложилось, что в особенности это влияние распространилось на Францию и Россию. Ну и на всю Европу тоже. Мальчика назвали редким для того времени именем – Наполеоне. Фамилия у него тоже была не простая – Буонапарте. Став взрослым, он переделал имя и фамилию на французский лад и назвался проще: Наполеон Бонапарт. Этому имени суждено было остаться в веках и стать нарицательным.
Ведь сам Наполеон и его деяния долгое время были (да и до сих пор остаются) примером для подражания и источником вдохновения для многих политиков разных стран и времен. Всем более или менее понятно, что имеется в виду, когда кого-то называют Наполеоном или говорят о наполеоновских планах. В двух словах – имеются в виду планы великие. А Наполеонами называют, как правило, личностей большого размаха, наделенных выдающимися талантами и удачно применяющими их в своем деле… Но почему так? Это как раз и интересно. Ведь тут мы имеем дело с одним из тех странных случаев, когда посмертная историческая судьба персонажа перечеркнула и заставила забыть те реальные дела, которыми этот персонаж отличился в реальной истории…
Проследим же, какова была реальная роль Наполеона для Франции и Европы, а заодно и для России, и каковы на самом деле были те результаты, к которым привела та эпоха, которую принято сейчас называть наполеоновской.
Наполеон и Франция. Наполеон был не слишком знатен: второй сын мелкого дворянина. Так что ни на какие особенно большие карьерные успехи он мог бы и не рассчитывать, если бы не Великая французская революция. Которая сломала все сословные перегородки, и в сложившихся новых условиях Бонапарт легко смог проявить свои природные таланты. Ну и удачливость, конечно, сыграла определенную роль. Сначала он удачно выбрал специальность артиллериста. Потом несколько раз удачно оказался в нужное время в нужном месте (например, под мятежным Тулоном в 1793 году, затем во главе войск, подавлявших роялистский бунт в Париже в 1795 году, во главе итальянской армии в кампании 1797 года).
Логика постреволюционного развития неумолимо подталкивала Францию к диктатуре. Кандидатов на роль диктатора было немало, но в силу обстоятельств и его личной удачливости фигура Бонапарта в 1799 году оказалась безальтернативной. Ему не повредила даже провальная экспедиция в Египет. Бросив армию на берегах Нила, Бонапарт вернулся во Францию не как дезертир, но как отечества. И захватил власть, не встретив никакого сопротивления. Занял должность первого консула и тут же закрепил свой диктаторский статус поправками к конституции, которые были формально утверждены всенародным голосованием.
От Бонапарта ожидали, что он быстро наведет порядок, и он эту задачу в принципе выполнил. Создал централизованную систему бюрократического управления, а органы законодательной власти сделал сугубо декоративными. А также ввел в действие знаменитый Кодекс Наполеона, юридически оформивший основы буржуазного уклада.
В ходе революционных войн Наполеон присоединил к Франции богатые и стратегически значимые территории нынешней Бельгии и рейнского левобережья. Жители этих территорий издавна находились под сильным влиянием французской культуры и отнеслись к завоевателям, упразднившим феодальные порядки, совершенно лояльно. В перспективе можно было рассчитывать на полную ассимиляцию населения завоеванных земель, как это произошло в Эльзасе, исконно немецком, но совершенно офранцуженном к концу XVII века.
Эти территориальные приобретения увеличили ресурсный потенциал Франции в такой мере, что в перспективе она могла бы стать самым могущественным и богатым государством Европы. Но сначала надо было закрепить завоевания и добиться дипломатического оформления новых границ Франции.
В мемуарах, написанных на острове Святой Елены, Наполеон пытался оправдать роковой поход 1812 года против России соображениями высшего блага. Свергнутый император изобразил былые замыслы как проект объединения Европы в некое сообщество государств, в рамках которого соблюдались бы права народов, а все спорные вопросы решались бы на международных конгрессах. Тогда прекратились бы войны, а армии сократились бы до размеров гвардейских частей, развлекающих парадами благонравных монархов. То есть Наполеон как бы предвосхитил конструкцию нынешнего Европейского Союза.
Самым наглядным образцом наполеоновского произвола стала его политика в Испании. Испанцы симпатизировали Франции, король Карлос был надежным союзником Наполеона. При Трафальгаре испанцы и французы вместе сражались против англичан. Но своенравный император не нуждался в союзниках, ему нужны были только вассалы. Он решил передать испанский престол своему брату Жозефу (не отмеченному какими-либо талантами и заслугами), а Карлоса вместе с его наследником Фердинандом заманил на французскую территорию и заключил под стражу.
написал как смог) больше не вместилось это самое главное.
Военная реформа Карла Мартелла была ответом на вызовы времени (набеги арабов, усиление магнатов и ослабление центральной власти) и формированию системы условного землевладения у франков (как позже реформы у англосаксов времен Альфреда Великого и в Германии времен Генриха I Птицелова). Смена Меровингов Каролингами сопровождалась важными изменениями во взаимоотношениях светской и духовной власти — правителей франков и пап римских, что сакрализации власти Каролингов. Вопрос о восстановлении империи важен и в контексте тематики развития государства, и с точки зрения роли традиции, в данном случае традиции империи, которую в 800 г. восстановил Карл Великий. С другой стороны, «каролингское возрождение» — повод поговорить о значении античного наследия, «возрождения» Античности. Верденский раздел и распад империи Карла Великого заставляют вернуться к теме стабильности и нестабильности государств и обществ и теме «ассимиляции» (которая, впрочем, встает и при рассмотрении войн Карла Великого в связи с причинами длительности и упорства сопротивления саксов). Наконец, впервые в курсе средневековой истории можно довольно подробно остановиться на деятельности исторической личности — Карла Великого, одного из самых выдающихся полководцев и правителей Средневековья, о котором мы к тому же довольно много знаем, причем не только о его государственной деятельности, но и о его внешности, привычках в повседневной жизни и т. д. (см. Справочный материал). Проблематику урока можно связать и с историей Руси: союз Карла со славянами против аваров — хороший повод упомянуть рассказ об обрах в Повести временных лет.
Поражения от датчан
Походы Великого войска. 865—879 годы.
Постепенное отчуждение между королём и его народом привело к нескольким поражениям, понесённым англо-саксами от данов, которым Альфреду пришлось уплатить дань. Заключённое перемирие избавило на время Кент и Уэссекс от набегов данов, но остальная Англия осталась без и была завоевана викингами.
Датчане захватили и разграбили в 871 году Лондон. Весной 874 викинги напали на Мерсию и быстро разгромили её войско. Король Мерсии Бургред бежал в королевство Франков, а на престол сел ставленник датчан Кёлвульф II. Часть датчан двинулась затем на север к реке Тайн, но так как грабить здесь было уже почти нечего, Гутрум, избранный датчанами королём Восточной Англии, возвратился туда с большей частью войска, чтобы дать воинам отдых и собрать подкрепление. Одновременно викинги стали осваивать захваченные ими земли, строить поселения и обрабатывать землю. Согласно Англо-саксонской хронике: «…они занялись пахотой и обеспечением своей жизни». В 876 король Йорка Хальвдан I раздал своим воинам земли в Нортумбрии.
Военная реформа
Ряд источников [ приписывают Альфреду Великому и военную реформу. Альфред разделил страну на военные округа, в которых каждые пять хозяйств (гайд) выставляли одного воина, снабжая его всем необходимым за свой счёт. Каждый город тоже давал определенное количество солдат. Служба в войске оставалась обязанностью каждого свободного человека, но теперь он мог часть времени проводить в своём хозяйстве. Кроме того, часть воинов теперь несла гарнизонную службу в городах и селениях, а другая часть находилась в действующей армии. Затем они менялись местами, так что воины не были надолго оторваны от своего дома.
Кроме того, каждый земледелец должен был принимать участие в содержании мостов и укреплений. Альфред первым отказался от народного ополчения (фирда) и стал формировать воинское сословие. Тэны, составившие англо-саксонскую знать, и воины королевской дружины были полностью освобождены от работ на земле. Дружинники становились средними и мелкими землевладельцами, на которых должны были работать крестьяне.
15 августа 1769 года в городе Аяччо на острове Корсика, принадлежавшем Французскому королевству, появился на свет человек, чье влияние мир ощущает на себе до сих пор. Так сложилось, что в особенности это влияние распространилось на Францию и Россию. Ну и на всю Европу тоже. Мальчика назвали редким для того времени именем – Наполеоне. Фамилия у него тоже была не простая – Буонапарте. Став взрослым, он переделал имя и фамилию на французский лад и назвался проще: Наполеон Бонапарт. Этому имени суждено было остаться в веках и стать нарицательным.
Ведь сам Наполеон и его деяния долгое время были (да и до сих пор остаются) примером для подражания и источником вдохновения для многих политиков разных стран и времен. Всем более или менее понятно, что имеется в виду, когда кого-то называют Наполеоном или говорят о наполеоновских планах. В двух словах – имеются в виду планы великие. А Наполеонами называют, как правило, личностей большого размаха, наделенных выдающимися талантами и удачно применяющими их в своем деле… Но почему так? Это как раз и интересно. Ведь тут мы имеем дело с одним из тех странных случаев, когда посмертная историческая судьба персонажа перечеркнула и заставила забыть те реальные дела, которыми этот персонаж отличился в реальной истории…
Проследим же, какова была реальная роль Наполеона для Франции и Европы, а заодно и для России, и каковы на самом деле были те результаты, к которым привела та эпоха, которую принято сейчас называть наполеоновской.
Наполеон и Франция. Наполеон был не слишком знатен: второй сын мелкого дворянина. Так что ни на какие особенно большие карьерные успехи он мог бы и не рассчитывать, если бы не Великая французская революция. Которая сломала все сословные перегородки, и в сложившихся новых условиях Бонапарт легко смог проявить свои природные таланты. Ну и удачливость, конечно, сыграла определенную роль. Сначала он удачно выбрал специальность артиллериста. Потом несколько раз удачно оказался в нужное время в нужном месте (например, под мятежным Тулоном в 1793 году, затем во главе войск, подавлявших роялистский бунт в Париже в 1795 году, во главе итальянской армии в кампании 1797 года).
Логика постреволюционного развития неумолимо подталкивала Францию к диктатуре. Кандидатов на роль диктатора было немало, но в силу обстоятельств и его личной удачливости фигура Бонапарта в 1799 году оказалась безальтернативной. Ему не повредила даже провальная экспедиция в Египет. Бросив армию на берегах Нила, Бонапарт вернулся во Францию не как дезертир, но как отечества. И захватил власть, не встретив никакого сопротивления. Занял должность первого консула и тут же закрепил свой диктаторский статус поправками к конституции, которые были формально утверждены всенародным голосованием.
От Бонапарта ожидали, что он быстро наведет порядок, и он эту задачу в принципе выполнил. Создал централизованную систему бюрократического управления, а органы законодательной власти сделал сугубо декоративными. А также ввел в действие знаменитый Кодекс Наполеона, юридически оформивший основы буржуазного уклада.
В ходе революционных войн Наполеон присоединил к Франции богатые и стратегически значимые территории нынешней Бельгии и рейнского левобережья. Жители этих территорий издавна находились под сильным влиянием французской культуры и отнеслись к завоевателям, упразднившим феодальные порядки, совершенно лояльно. В перспективе можно было рассчитывать на полную ассимиляцию населения завоеванных земель, как это произошло в Эльзасе, исконно немецком, но совершенно офранцуженном к концу XVII века.
Эти территориальные приобретения увеличили ресурсный потенциал Франции в такой мере, что в перспективе она могла бы стать самым могущественным и богатым государством Европы. Но сначала надо было закрепить завоевания и добиться дипломатического оформления новых границ Франции.
В мемуарах, написанных на острове Святой Елены, Наполеон пытался оправдать роковой поход 1812 года против России соображениями высшего блага. Свергнутый император изобразил былые замыслы как проект объединения Европы в некое сообщество государств, в рамках которого соблюдались бы права народов, а все спорные вопросы решались бы на международных конгрессах. Тогда прекратились бы войны, а армии сократились бы до размеров гвардейских частей, развлекающих парадами благонравных монархов. То есть Наполеон как бы предвосхитил конструкцию нынешнего Европейского Союза.
Самым наглядным образцом наполеоновского произвола стала его политика в Испании. Испанцы симпатизировали Франции, король Карлос был надежным союзником Наполеона. При Трафальгаре испанцы и французы вместе сражались против англичан. Но своенравный император не нуждался в союзниках, ему нужны были только вассалы. Он решил передать испанский престол своему брату Жозефу (не отмеченному какими-либо талантами и заслугами), а Карлоса вместе с его наследником Фердинандом заманил на французскую территорию и заключил под стражу.
написал как смог) больше не вместилось это самое главное.