Ввосточном казахстане известны раннепалеолитические находки из местонахождения козыбай[1]. в западных предгорьях нарымского хребта, на восточном побережье бухтарминского водохранилища обнаружено два палеолитических местонахождения — курчум-1 и курчум-2. охристые глинистые отложения, где были обнаружены артефакты, соответствуют усть-убинской свите, верхняя граница которой датируется возрастом ок. 1,8 млн л. н. подстилающие их красноцветные глины могут относиться к павлодарской или вторушкинской свите плиоцена[2].
Укаждого человека своя судьба. и как бы мы не старались изменить свою жизнь, предначертанного судьбой не изменишь. именно об этом повествует автор в заключающем эпизоде четвертой главы. действующими лицами в повести являются благоверный князь петр и сообразительная княгиня феврония. на протяжении всей повести главных героев преследуют испытания, страдания, трудности. однако, не смотря ни на что, петр и феврония проявляют целеустремленность, усердие, доброту, по отношению друг к другу и к окружающим их людям. данный эпизод смело можно назвать самым ярким, интересным и завораживающим, потому как в нем повествуется о любви петра и февронии, которые до конца своих дней были преданны друг другу. неразумные люди и после смерти влюбленных продолжали пытаться разлучить их: «…опять переложили… разъединили» . но все же святые тела героев все равно оказались вместе, в одном гробу. это случилось потому, что ничто, никто и никогда не смогли бы их разлучить. это действительно чудо. автор показывает читателям силу любви героев, их бескорыстность и человеколюбие. учит нас жить, не причиняя никому зла, всевозможными силами родным и близким, а также искренне радоваться их успеху.