Фактическая власть в СССР принадлежала руководству компартии (ВКП(б), КПСС), которая функционировала в соответствии со своим внутренним уставом.
Формально Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик, являющаяся первым разделом Конституции 1924 года, провозглашала диктатуру пролетариата.
Советская политическая система отвергла принцип разделения и независимости властей, поставив законодательную власть над исполнительной и судебной. Высшим органом государственной власти в 1922—1937 гг. был Всесоюзный съезд Советов; высшим законодательным, распорядительным и контрольным органом — Центральный Исполнительный Комитет Советов СССР, состоящий из двух палат — Совета Национальностей и Союзного Совета, между его сессиями — Президиум Центрального Исполнительного Комитета Советов СССР. Союзный Совет избирался съездом из представителей союзных республик пропорционально населению каждой. Совет Национальностей состоял из пяти членов от каждой союзной и автономной республики, и по одному представителю от каждой автономной области РСФСР. По одному делегату представляли автономные республики и области, входящие в ЗСФСР. Обе палаты обладали равными правами, а законопроект получал силу закона только в случае принятия его каждой из палат. ЦИК являлся законодательным и исполнительным органом. Как верховный органа власти он обладал компетенцией, тождественной компетенции съезда Советов СССР, за исключением вопросов, отнесённых к исключительному ведению съезда. ЦИК по Конституции должен был созываться три раза в год, однако сессии собирались реже.
Статья 3-я Конституции 1936 года гласила: «Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся».
В 1937—1989 гг. высшим органом государственной власти являлся Верховный Совет СССР (ВС СССР), состоящий из Совета Национальностей и Совета Союза, в промежутках между сессиями — Президиум Верховного Совета СССР. Источником права формально были только постановления законодателя, то есть ВС СССР, хотя реальная практика значительно расходилась с конституционными положениями. Повседневное законотворчество на практике осуществлялось Президиумом Верховного Совета СССР, состоявшим из председателя, 15 заместителей председателя, секретаря и 20 прочих членов. Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года, избирал Президиум ВС СССР, формировал Совет министров СССР, избирал судей Верховного суда СССР и назначал Генерального прокурора СССР.
Статья 2-я Конституции СССР 1977 года провозглашала: «Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчётны Советам народных депутатов». На выборах выдвигались кандидаты от трудовых коллективов, профсоюзов, молодёжных организаций (ВЛКСМ), самодеятельных творческих организаций и от партии (КПСС). Эта Конституция, в отличие от предыдущих, впервые отражала фактическую роль КПСС в управлении государством: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза» (Статья 6-я).
В 1989—1991 годах высшим органом государственной власти являлся Съезд народных депутатов СССР, постоянно действующим законодательным, распорядительным (до 1990 года) и контрольным органом — Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Национальностей и Совета Союза.
С 1989 по 1990 годы высшим должностным лицом СССР был Председатель Верховного Совета СССР. В 1990—1991 гг. главой Советского государства был Президент СССР.
В СССР законодательно никакая идеология не провозглашалась государственной или господствующей; но, ввиду политической монополии Коммунистической партии, таковой де-факто была идеология КПСС — марксизм-ленинизм, которую в позднем СССР именовали «социалистической марксистско-ленинской идеологией». Политическая система СССР рассматривалась как «социалистическое государство», то есть как «политическая часть надстройки над экономическим базисом социализма, новый тип государства, приходящий на смену буржуазному государству в результате социалистической революции». Однако, по мнению некоторых западных исследователей советского общества, в позднем СССР марксизм в реальности трансформировался в националистическую и этатическую идеологию, в то время как классический марксизм провозглашал постепенное отмирание государства при переходе от социализма к коммунизму. Отдельные исследователи характеризуют советский строй как государственный капитализм.
Единственными институтами, которые легально оставались (но часто подвергались гонениям) организованными носителями враждебной марксизму-ленинизму идеологии, были зарегистрированные религиозные объединения (религиозные общества и группы)(подробнее см. раздел «Религия в СССР» ниже).
Революция в Англии XVII-й в. в истории Англии ознаменован великой борьбой между королевской прерогативой и народной свободой. Эта борьба, происходившая в парламенте и на полях битвы, осложненная религиозными и социальными вопросами, выразилась в двух переворотах. Первая Р. привела к казни короля Карла I (1649). вторая закончила борьбу между королевской властью и парламентом, возведя на престол английский Вильгельма Оранского (1689). Причины первой Р. — стремление Стюартов установить в Англии королевский абсолютизм в то время, когда парламент постепенно становился огромной силой. Абсолютические теории Стюартов и союз королевской власти с "высокой церковью" озлобляли парламент, к которому примкнули пуритане. К политическим партиям присоединились партии религиозные, вследствие чего Р. стала столкновением между англиканской церковью и пуританизмом. Это была борьба культурная, религиозная, социальная и политическая. Характер английской Р. — консервативный в том смысле, что англичане стремились не к коренному перевороту государственных и общественных форм, а лишь отстаивали свои старинные права, на которые посягала королевская власть. Иаков I и Карл I не были проникнуты национальными традициями Англии. Ослабив значение тайнато совета, они усилили звездную палату (см.) и верховную комиссию, что вызвало сильную оппозицию. Независимости судей короли противопоставили систему временных поручений. "Дело королевской власти, — говорил Иаков I, — удерживать каждый суд в его настоящих пределах"; подданный не должен рассуждать о прерогативах короны. Стюарты посягнули на старинное право парламента вотировать субсидии, самовольно установляли налоги, в парламенте видели лишнее колесо правительственной машины, пуританизм преследовали. После неудачного 11-летнего правления без парламента, воскресившего в Англии правительственный терроризм, Карл I вынужден был созвать долгий парламент (1640), который открыл борьбу против короля необыкновенно единодушно и смело; Страффорд, главный исполнитель королевской воли, был казнен.
Фактическая власть в СССР принадлежала руководству компартии (ВКП(б), КПСС), которая функционировала в соответствии со своим внутренним уставом.
Формально Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик, являющаяся первым разделом Конституции 1924 года, провозглашала диктатуру пролетариата.
Советская политическая система отвергла принцип разделения и независимости властей, поставив законодательную власть над исполнительной и судебной. Высшим органом государственной власти в 1922—1937 гг. был Всесоюзный съезд Советов; высшим законодательным, распорядительным и контрольным органом — Центральный Исполнительный Комитет Советов СССР, состоящий из двух палат — Совета Национальностей и Союзного Совета, между его сессиями — Президиум Центрального Исполнительного Комитета Советов СССР. Союзный Совет избирался съездом из представителей союзных республик пропорционально населению каждой. Совет Национальностей состоял из пяти членов от каждой союзной и автономной республики, и по одному представителю от каждой автономной области РСФСР. По одному делегату представляли автономные республики и области, входящие в ЗСФСР. Обе палаты обладали равными правами, а законопроект получал силу закона только в случае принятия его каждой из палат. ЦИК являлся законодательным и исполнительным органом. Как верховный органа власти он обладал компетенцией, тождественной компетенции съезда Советов СССР, за исключением вопросов, отнесённых к исключительному ведению съезда. ЦИК по Конституции должен был созываться три раза в год, однако сессии собирались реже.
Статья 3-я Конституции 1936 года гласила: «Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся».
В 1937—1989 гг. высшим органом государственной власти являлся Верховный Совет СССР (ВС СССР), состоящий из Совета Национальностей и Совета Союза, в промежутках между сессиями — Президиум Верховного Совета СССР. Источником права формально были только постановления законодателя, то есть ВС СССР, хотя реальная практика значительно расходилась с конституционными положениями. Повседневное законотворчество на практике осуществлялось Президиумом Верховного Совета СССР, состоявшим из председателя, 15 заместителей председателя, секретаря и 20 прочих членов. Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года, избирал Президиум ВС СССР, формировал Совет министров СССР, избирал судей Верховного суда СССР и назначал Генерального прокурора СССР.
Статья 2-я Конституции СССР 1977 года провозглашала: «Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчётны Советам народных депутатов». На выборах выдвигались кандидаты от трудовых коллективов, профсоюзов, молодёжных организаций (ВЛКСМ), самодеятельных творческих организаций и от партии (КПСС). Эта Конституция, в отличие от предыдущих, впервые отражала фактическую роль КПСС в управлении государством: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза» (Статья 6-я).
В 1989—1991 годах высшим органом государственной власти являлся Съезд народных депутатов СССР, постоянно действующим законодательным, распорядительным (до 1990 года) и контрольным органом — Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Национальностей и Совета Союза.
С 1989 по 1990 годы высшим должностным лицом СССР был Председатель Верховного Совета СССР. В 1990—1991 гг. главой Советского государства был Президент СССР.
В СССР законодательно никакая идеология не провозглашалась государственной или господствующей; но, ввиду политической монополии Коммунистической партии, таковой де-факто была идеология КПСС — марксизм-ленинизм, которую в позднем СССР именовали «социалистической марксистско-ленинской идеологией». Политическая система СССР рассматривалась как «социалистическое государство», то есть как «политическая часть надстройки над экономическим базисом социализма, новый тип государства, приходящий на смену буржуазному государству в результате социалистической революции». Однако, по мнению некоторых западных исследователей советского общества, в позднем СССР марксизм в реальности трансформировался в националистическую и этатическую идеологию, в то время как классический марксизм провозглашал постепенное отмирание государства при переходе от социализма к коммунизму. Отдельные исследователи характеризуют советский строй как государственный капитализм.
Единственными институтами, которые легально оставались (но часто подвергались гонениям) организованными носителями враждебной марксизму-ленинизму идеологии, были зарегистрированные религиозные объединения (религиозные общества и группы)(подробнее см. раздел «Религия в СССР» ниже).
XVII-й в. в истории Англии ознаменован великой борьбой между королевской прерогативой и народной свободой. Эта борьба, происходившая в парламенте и на полях битвы, осложненная религиозными и социальными вопросами, выразилась в двух переворотах. Первая Р. привела к казни короля Карла I (1649). вторая закончила борьбу между королевской властью и парламентом, возведя на престол английский Вильгельма Оранского (1689). Причины первой Р. — стремление Стюартов установить в Англии королевский абсолютизм в то время, когда парламент постепенно становился огромной силой. Абсолютические теории Стюартов и союз королевской власти с "высокой церковью" озлобляли парламент, к которому примкнули пуритане. К политическим партиям присоединились партии религиозные, вследствие чего Р. стала столкновением между англиканской церковью и пуританизмом. Это была борьба культурная, религиозная, социальная и политическая. Характер английской Р. — консервативный в том смысле, что англичане стремились не к коренному перевороту государственных и общественных форм, а лишь отстаивали свои старинные права, на которые посягала королевская власть. Иаков I и Карл I не были проникнуты национальными традициями Англии. Ослабив значение тайнато совета, они усилили звездную палату (см.) и верховную комиссию, что вызвало сильную оппозицию. Независимости судей короли противопоставили систему временных поручений. "Дело королевской власти, — говорил Иаков I, — удерживать каждый суд в его настоящих пределах"; подданный не должен рассуждать о прерогативах короны. Стюарты посягнули на старинное право парламента вотировать субсидии, самовольно установляли налоги, в парламенте видели лишнее колесо правительственной машины, пуританизм преследовали. После неудачного 11-летнего правления без парламента, воскресившего в Англии правительственный терроризм, Карл I вынужден был созвать долгий парламент (1640), который открыл борьбу против короля необыкновенно единодушно и смело; Страффорд, главный исполнитель королевской воли, был казнен.