Политическое влияние Франции и Великобритании в Восточной Европе на протяжении 1920-х гг. оставалось преобладающим. Если Локарнская система, инициированная Англией, призвана была обеспечить в полной мере безопасность на Западе континента, то система внешнеполитических союзов Франции со странами Центральной и Юго-Восточной Европы создавалась с целью сохранения установленного политического статус-кво.
Таким союзом стала Малая Антанта. Процесс ее создания оказался долгим и противоречивым. Идея объединения «малых центрально-европейских наций» с ориентацией на Большую Антанту принадлежала чешскому политическому деятелю Томашу Масарику и возникла еще в годы первой мировой войны. В ответ на попытку Венгрии добиться территориальных изменений в свою пользу во время подготовки Трианонского договора в 1919-1920 гг., Чехословакия, Румыния и Югославия обратились в секретариат Парижской конференции с меморандумом, отвергавшим притязания Венгрии. Венгерская печать назвала их совместные действия союзом «Малой Антанты».
Министр иностранных дел Чехословакии Э. Бенеш, добиваясь общих границ между Чехословакией, Югославией и Румынией, выступил за их союз при тесном сотрудничестве с Францией и Англией. Известный румынский политик Таке Ионеску, поддержав выдвинутый план, включил в состав участников блока Польшу, страны Балтии и Грецию. Но эта идея не удалась из-за острых противоречий и территориальных претензий восточноевропейских стран.
Малая Антанта сформировалась в 1920-1921 гг. как военно-политический союз Чехословакии, Югославии и Румынии и просуществовала до 1938 г. Этот союз стал наиболее долговечным и вместе с Польшей входил в сферу непосредственных внешнеполитических интересов Франции.
Малая Антанта – это система межгосударственных договоров. В их основе лежали почти идентичные двусторонние соглашения при отсутствии единого договора для всех трех участников. Вначале была подписана конвенция между Чехословакией и Югославией (1920 г.). В 1921 г. после попытки возвратить короля Карла было заключено соглашение между Румынией и Чехословакией (оборонительный союз); а Румыно-югославский союзный договор 1921 г. включал в основном антиболгарскую направленность. Они заключались на 2 года, их действие продлевалось сначала на 2 года, а с 1929 г. на 5 лет. Их зарегистрировали в Лиге Наций 30 августа 1921 г.
Франко-прусская война внесла глубокие изменения в систему международных отношений в Европе. Франкфуртский мир 1871 г. не только не устранил старых противоречий между Францией и Германией, но и породил новые. Германия в этот период стремилась к тому, чтобы, сближаясь с Австро-Венгрией и Россией, оставить Францию в состоянии международной изоляции и добиться установления своей военной и политической гегемонии в Европе. Правящие круги Франции, подавив Парижскую коммуну, были лишь угодничать то перед русским царизмом, то перед германским милитаризмом в надежде выиграть время, чтобы восстановить армию и найти союзников для будущей войны-реванша против Германии.
Франко-германские отношения оказывали непосредственное, весьма ощутимое воздействие и на взаимоотношения других государств.
"Союз трех императоров"
Результаты франко-прусской войны повлияли прежде всего на отношения между молодой Германской империей и Австро-Венгрией. Правящие круги Австрии, отказавшись от идеи реванша за поражение при Садовой в 1866 г., стали добиваться сближения с Германией и получения ее поддержки в борьбе против населяющих Австро-Венгрию славянских народов и в экспансионистской политике на Балканах. Бисмарк сразу проявил готовность пойти навстречу этим стремлениям. На путь тесного сближения с Австро-Венгрией Германию толкали интересы экономической экспансии, а также стратегические и политические интересы германских правящих кругов, стремившихся, с одной стороны, устранить возможность объединения реваншистских сил Франции и Австро-Венгрии, а с другой - использовать Австро-Венгрию для давления на Россию, чтобы не допустить ее отхода от Германии.
Изменился и характер русско-германских отношений. Война 1870-1871 гг., поселившая раздор между Германией и Францией, усилила на некоторое время реакционную роль царизма в международной политике (См. В. И. Ленин, Фридрих Энгельс, Соч., т. 2, стр. 13.). Победа Пруссии над Францией предоставила России благоприятную возможность ликвидировать статьи Парижского
трактата 1856 г., запрещавшие ей держать военный флот в Черном море, а также позволила проводить активную политику в Европе, на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Сохраняли свое значение факторы, определявшие старое русско-прусское сближение: династические узы, связывавшие Романовых и Гогенцоллернов, вытекавшая из условий раздела Польши общность интересов господствующих классов России и Пруссии, заинтересованность русских помещиков в экспорте хлеба на германский рынок, а германского промышленного и торгового капитала - в экспорте товаров на русский рынок. К этому добавлялось и то, что германские банки были главным центром размещения русских займов за границей. Испытав в дни Парижской коммуны страх перед поднявшимися во Франции мощными силами революции, монархические державы - Германия, Австро-Венгрия и Россия - начали создавать своего рода новый «священный союз». Им явился основанный в 1873 г. «союз трех императоров»- германского, австрийского и русского. Однако уже в это время правящие круги России опасались растущей экономической и военной мощи Германской империи и ее сближения с Австро-Венгрией. Вступая в «союз трех императоров», правительство царской России ставило перед собой особые цели: во-первых, оно хотело исключить возможность австро-германского сговора за счет интересов России на Балканах; во-вторых, сближение с Германией и Австро-Венгрией должно было обеспечить западные границы России на случай обострения ее противоречий с Англией в Средней Азии. «Союз трех императоров изоляции Франции, но одновременно царское правительство поддерживало и Францию в качестве противовеса Германии.
Политическое влияние Франции и Великобритании в Восточной Европе на протяжении 1920-х гг. оставалось преобладающим. Если Локарнская система, инициированная Англией, призвана была обеспечить в полной мере безопасность на Западе континента, то система внешнеполитических союзов Франции со странами Центральной и Юго-Восточной Европы создавалась с целью сохранения установленного политического статус-кво.
Таким союзом стала Малая Антанта. Процесс ее создания оказался долгим и противоречивым. Идея объединения «малых центрально-европейских наций» с ориентацией на Большую Антанту принадлежала чешскому политическому деятелю Томашу Масарику и возникла еще в годы первой мировой войны. В ответ на попытку Венгрии добиться территориальных изменений в свою пользу во время подготовки Трианонского договора в 1919-1920 гг., Чехословакия, Румыния и Югославия обратились в секретариат Парижской конференции с меморандумом, отвергавшим притязания Венгрии. Венгерская печать назвала их совместные действия союзом «Малой Антанты».
Министр иностранных дел Чехословакии Э. Бенеш, добиваясь общих границ между Чехословакией, Югославией и Румынией, выступил за их союз при тесном сотрудничестве с Францией и Англией. Известный румынский политик Таке Ионеску, поддержав выдвинутый план, включил в состав участников блока Польшу, страны Балтии и Грецию. Но эта идея не удалась из-за острых противоречий и территориальных претензий восточноевропейских стран.
Малая Антанта сформировалась в 1920-1921 гг. как военно-политический союз Чехословакии, Югославии и Румынии и просуществовала до 1938 г. Этот союз стал наиболее долговечным и вместе с Польшей входил в сферу непосредственных внешнеполитических интересов Франции.
Малая Антанта – это система межгосударственных договоров. В их основе лежали почти идентичные двусторонние соглашения при отсутствии единого договора для всех трех участников. Вначале была подписана конвенция между Чехословакией и Югославией (1920 г.). В 1921 г. после попытки возвратить короля Карла было заключено соглашение между Румынией и Чехословакией (оборонительный союз); а Румыно-югославский союзный договор 1921 г. включал в основном антиболгарскую направленность. Они заключались на 2 года, их действие продлевалось сначала на 2 года, а с 1929 г. на 5 лет. Их зарегистрировали в Лиге Наций 30 августа 1921 г.
Франко-германские отношения оказывали непосредственное, весьма ощутимое воздействие и на взаимоотношения других государств.
"Союз трех императоров"
Результаты франко-прусской войны повлияли прежде всего на отношения между молодой Германской империей и Австро-Венгрией. Правящие круги Австрии, отказавшись от идеи реванша за поражение при Садовой в 1866 г., стали добиваться сближения с Германией и получения ее поддержки в борьбе против населяющих Австро-Венгрию славянских народов и в экспансионистской политике на Балканах. Бисмарк сразу проявил готовность пойти навстречу этим стремлениям. На путь тесного сближения с Австро-Венгрией Германию толкали интересы экономической экспансии, а также стратегические и политические интересы германских правящих кругов, стремившихся, с одной стороны, устранить возможность объединения реваншистских сил Франции и Австро-Венгрии, а с другой - использовать Австро-Венгрию для давления на Россию, чтобы не допустить ее отхода от Германии.
Изменился и характер русско-германских отношений. Война 1870-1871 гг., поселившая раздор между Германией и Францией, усилила на некоторое время реакционную роль царизма в международной политике (См. В. И. Ленин, Фридрих Энгельс, Соч., т. 2, стр. 13.). Победа Пруссии над Францией предоставила России благоприятную возможность ликвидировать статьи Парижского
трактата 1856 г., запрещавшие ей держать военный флот в Черном море, а также позволила проводить активную политику в Европе, на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Сохраняли свое значение факторы, определявшие старое русско-прусское сближение: династические узы, связывавшие Романовых и Гогенцоллернов, вытекавшая из условий раздела Польши общность интересов господствующих классов России и Пруссии, заинтересованность русских помещиков в экспорте хлеба на германский рынок, а германского промышленного и торгового капитала - в экспорте товаров на русский рынок. К этому добавлялось и то, что германские банки были главным центром размещения русских займов за границей. Испытав в дни Парижской коммуны страх перед поднявшимися во Франции мощными силами революции, монархические державы - Германия, Австро-Венгрия и Россия - начали создавать своего рода новый «священный союз». Им явился основанный в 1873 г. «союз трех императоров»- германского, австрийского и русского. Однако уже в это время правящие круги России опасались растущей экономической и военной мощи Германской империи и ее сближения с Австро-Венгрией. Вступая в «союз трех императоров», правительство царской России ставило перед собой особые цели: во-первых, оно хотело исключить возможность австро-германского сговора за счет интересов России на Балканах; во-вторых, сближение с Германией и Австро-Венгрией должно было обеспечить западные границы России на случай обострения ее противоречий с Англией в Средней Азии. «Союз трех императоров изоляции Франции, но одновременно царское правительство поддерживало и Францию в качестве противовеса Германии.