Составить и заполнить таблицу." Период централизации и роста гос-ва Города, княжества, земли, территории, присоединяемые к Москве Итоги деятельности по увеличению гос-ва и его централизации, достижения правителя 1. При Данииле Александровиче Московском 2. При Иване1 Данилови че Калите 3. При Дмитрии Ивановиче Донском 4. При Иване II Темном 5. При Иване III Великом.
В 1533 г. умер Василий 3, оставив наследником Ивана 4 - трехлетнего царевича (от брака с Е.Глинской). 16 января 1547 г. Иван I4 торжественно венчался на царство и принял титул царя и великого князя всея Руси. Процессия была торжественна, и ее официальность укреплению самодержавия, авторитету центральной власти и легитимности в глазах правительств Западных держав. Участие Ивана 4 в государственной деятельности началось с создания Избранной рады, которая действовала с 1549 по 1560 гг. и явилась органом, проводящим реформаторские усилия нового царя. Уже в феврале 1549 г. Иван 4 на первом Земском соборе объявил о подготовке реформ. В 1550 г. Иван 4 на соборе представителей областей Руси жестко обличил злоупотребления боярской власти и обещал лично оберегать народ от бесчинств бояр. В 1550 г. был издан новый Судебник, основанный на подобном документе 1497 г., расширенном и систематизированном. Новый Судебник значительно ограничивал податные привилегии крупных феодалов и судебные функции наместников. Были введены наказания для бояр и дьяконов-взяточников. Статьи, касающиеся феодального землевладения, не изменились, но увеличилась оплата феодалам за проживание, и это укрепило их власть над крестьянами. К времени действия Избранной рады относится создание функциональных органов управления - приказов. Поместный приказ ведал владениями земель феодалов, Посольский - внешней политикой, Челобитный приказ принимал и расследовал жалобы на имя царя. В 1550-1556 гг. осуществляются реформы в армии. Создается постоянное стрелецкое войско и принимается закон, регламентирующий вопросы, касающиеся формирования армии. С каждых 150 десятин бояре обязывались давать войску одного вооруженного ратника на коне. В 1551 г. на большом церковном соборе царь предложил обширный проект церковных реформ, целью которого было приведение к порядку религиозно-нравственной жизни народа и унифицирование церковных обрядов. В 1556 г. были отменены «кормления», с этих пор население стало платить общегосударственный налог. Рядом «уставных» царских грамот, данных различным областям, правительство отменяло управление наместников и передавало местное управление и суд в руки старост, избранных посадскими людьми и волостными крестьянами. Избранная рада проводила реформы, рассчитанные на длительный период. Однако Иван 4 стремился к немедленным результатам. При неразвитом аппарате государственной власти быстрое движение к централизации было возможно лишь при террора. Иван 4 разогнал Раду, что стало первым шагом на пути к опричнине. В декабре 1564 г. царь со всем семейством неожиданно покинул столицу. Остановившись в Александровой слободе, он обратился к народу с требованием расправы над изменниками по его «монаршему» усмотрению и учреждение опричнины. Это было условием его возвращения на трон. К царю отправилась делегация духовенства и бояр с о возвращении и правлении «как ему угодно, по своей государевой воле». Иван возвратился в Москву в феврале 1565 г. и огласил условия, на которых обратно принимал власть: изменников и ослушников предавать казни, их имущество брать в казну. С введением опричнины страна разделилась на две части: земщину, которая управлялась Боярской Думой и приказами, и опричнину, в которой создавалась параллельная система органов управления и войско из 6 тысяч опричников. В опричнину были включены наиболее развитые экономически и стратегически удобно расположенные районы страны. На этих землях поселялись дворяне-опричники, их содержание входило в обязанности земства. Опричнина была создана для борьбы с предполагаемой изменой в среде феодалов. Сразу после ее учреждения начался кровавый террор по всей стране. Путь централизации через опричнину оказался трагичным для страны
Русский художник С. В. Иванов часто писал картины на тему истории, отображал там действительность Древней Руси. В его творчестве ярко отображается быт обычных русских людей. На картине Земский собор при Иване IV художник изобразил не христианство, и не простых людей. Его идеей была знать, знатный слой русского государства. История таких соборов начинается со времен Ивана Грозного. Земский собор выглядит на картине как собрание различных слоев населения. Видно, что собравшиеся решают очень важные вопросы. На первом плане изображены представители церкви, в центре слева на троне сидит царь Иван Грозный, его окружают приближенные. Глава государства Древней Руси одет торжественно, на голове шапка Мономаха - символ самодержавия. Царь внимательно слушает речь боярина. Боярин стоит в центре и читает грамоту
История таких соборов начинается со времен Ивана Грозного.
Земский собор выглядит на картине как собрание различных слоев населения. Видно, что собравшиеся решают очень важные вопросы. На первом плане изображены представители церкви, в центре слева на троне сидит царь Иван Грозный, его окружают приближенные.
Глава государства Древней Руси одет торжественно, на голове шапка Мономаха - символ самодержавия. Царь внимательно слушает речь боярина. Боярин стоит в центре и читает грамоту