Зарождение постмодерна проходило в 1960-1970-е годы, оно связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую «смерть» супероснований: бога (ницше), автора (барт), человека (гуманитарности). термин появляется в период первой мировой войны (в разгар декадентских течений) в работе р. панвица «кризис европейской культуры» (1917). в 1934 годув своей книге «антология испанской и латиноамериканской поэзии» ф. де онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. в 1947 году арнольд тойнби в книге «постижение » придаёт постмодернизму культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре. объявленным «началом» постмодернизма считают статью лесли фидлера, 1969, «пересекайте границу, засыпайте рвы», демонстративно опубликованную в журнале playboy. американский теолог харви кокс в своих работах начала 1970-х годов, посвящённых проблемам религии в латинской америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теология». однако популярность термин «постмодернизм» обрёл чарльзу дженксу. в книге «язык архитектуры постмодернизма» он отмечал, что хотя само это слово и применялось в американской критике 1960—1970-х годов для обозначения ультрамодернистских экспериментов, автор придал ему принципиально иной смысл. постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. обосновывая свой антирационализм, антифункционализм и антиконструктивизм в подходе к архитектуре, ч. дженкс настаивал на первичности в ней создания эстетизированного артефакта. впоследствии происходит расширение содержания этого понятия с первоначально узкого определения новых тенденций в американской архитектуре и нового течения во французской философии (лакан, жак, ж. деррида, ж.-ф. лиотар, фуко, мишель) до определения, охватывающего начавшиеся в 1960—1970 годы процессы во всех областях культуры, включая феминистское и антирасистскоедвижения.