составить несколько советов Александру I по поводу внутреннего устройства России учесть, за некоторые ваши предложения вы можете подвергнуться осмеянию в высшем обществе. В этом случае 4 или 5 у вас не будет.
Значительные перемены в пореформенные годы произошли в промышленности. Развивались не только старые отрасли (текстильная, пищевая), но возникают новые - нефтедобывающая, химическая, машиностроительная. В 80 - 90-х годах завершился промышленный переворот, и машинная индустрия пришла на смену мануфактуре. По темпам роста производства в отраслях, определяющих процесс индустриализации, к 80-м годам Россия вышла на первое место в мире, а по абсолютным объемам производства - в пятерку крупнейших держав мира. С 1860 по 1895 года выплавка чугуна возросла в 4,5 раза, добыча угля - в 30 раз, нефти - в 754 раза. Широко развернулось железнодорожное строительство. К началу 60-х годов протяженность железных дорог составила 1,5 тыс. км, а к началу XX века - более 50 тыс. км. В 80-е годы в экономике России наметились тенденции к созданию монополий в области производства и сбыта определенных категорий товаров. Так, в 1882 году возник «Союз рельсовых фабрикантов», объединяющий предприятия, обслуживающие нужды железнодорожного строительства. Но несмотря на быстрое развитие промышленности, индустриализация страны не была завершена, и Россия не могла догнать передовые страны Европы и Америки. Развитие капитализма в России, ускоренное буржуазными реформами, вмешательством государства в экономическую жизнь, увеличением его капиталовложений, не могло не сказаться на социально-классовой структуре общества. Произошел рост численности рабочего класса: к концу XIX века промышленный пролетариат насчитывал более 5 млн. человек. Источниками формирования буржуазии были разбогатевшие крестьяне, купцы и дворяне. Численность буржуазии к концу XIX века достигла 1,5 млн. человек. Хотя ее экономическая мощь (ключевые позиции в промышленности, финансах, проникновение в сельское хозяйство) была значительна, но общественное влияние и политический вес были недостаточно велики. Поддержка буржуазии со стороны государства делала ее консервативной и преданной самодержавию. Поэтому и к созданию своих политических партий она приступила только в начале XX века. В целом правящие круги не хотели видеть противоречий между неподвижной политической структурой и социально-экономическим развитием страны. Министры финансов Н.Х. Бунге и С.Ю. Витте, защищавшие либеральные тенденции в экономике и проводившие протекционистскую политику, осуществляли ряд реформ, направленных на стабилизацию финансов, совершенствование налоговой системы, индустриализацию страны и превращению ее в первоклассную державу. В 1894 году была введена монополия на водку, что позволило значительно увеличить государственные доходы: если в начале 80-х годов доходы государства составляли 730 млн. руб., то уже в 1897 году - около1,5 млрд. руб. Золотой запас страны возрос в три раза и достиг 649 млн. руб. В 1897 году была проведена денежная реформа, согласно которой в обращение вместо бумажного рубля вводился золотой рубль и устанавливался свободный обмен кредитного рубля на золотой. Экономическая политика С.Ю Витте, министра путей сообщения, а затем финансов, была связана с привлечением иностранного капитала в промышленность, банки и государственные займы. В Россию было привлечено 3 млрд. золотых рублей иностранных займов. Повышение пошлины на ввозимые иностранные товары, косвенных налогов на керосин, спички и другие предметы, и введение промыслового налога в промышленности также увеличению государственных доходов. Накопленные средства использовались для интенсивного развития российской промышленности. Однако жизненный уровень широких народных масс был низким. Рабочее законодательство, по сути, отсутствовало. К концу столетия в России не была осуществлена демократизация общественной жизни. Промышленный переворот не коснулся сельского хозяйства, половина крестьян обрабатывало землю сохой, хотя Россия и являлась важнейшим поставщиком зерна в Европу.
В ночь с 14 на 15 августа 1947 г. президент Индийского национального конгресса Джавахарлал Неру, выступая перед Учредительным собранием, заявил: «Много лет назад мы встретились с судьбой, теперь настало время выполнить наши обещания… Наше будущее будет непростым и нелегким… Служение Индии означает служение миллионам людей, которые страдают. Оно означает ликвидацию нищеты и невежества, болезней, неравенства возможностей… И поэтому мы должны работать, трудиться, много трудиться, чтобы воплотить наши мечты в действительность. Эти мечты нужны Индии и всему миру, так как все страны и народы сегодня настолько зависят друг от друга, что не могут даже представить свою жизнь в изоляции»[683].После этого члены Учредительного собрания поклялись посвятить себя «служению Индии и ее народу, чтобы эта древняя земля заняла свое законное и почетное место в мире и внесла свой весомый добровольный вклад в укрепление мира на земле и благополучие человечества»[684]. После принятия клятвы председатель собрания Раджендра Прасад объявил, что Учредительное собрание приняло на себя полномочия управлять Индией.Затем была одобрена резолюция, в соответствии с которой Луис Маунтбэттен приглашался стать генерал-губернатором – конституционным главой доминиона Индия. Вслед за этим главный судья Индии принял присягу генерал-губернатора, а тот, в свою очередь, утвердил Джавахарлала Неру в должности премьер-министра страны.В своем обращении к Учредительному собранию Маунтбэттен, в частности, сказал: «С сегодняшнего дня я являюсь конституционным генерал-губернатором и хотел бы просить считать меня одним из вас, как человека, полностью посвятившего себя защите интересов Индии». Маунтбэттен особо отметил вклад Ганди в достижение независимости: «В этот исторический час мы не должны забывать все то, что Индия должна Махатме Ганди – архитектору ее свободы при ненасилия»[685]. Маунтбэттен оставался генерал-губернатором до 21 июня 1948 г., когда его сменил на этом посту Чакраварти Раджагопалачари.
капиталовложений, не могло не сказаться на социально-классовой структуре общества. Произошел рост численности рабочего класса: к концу XIX века промышленный пролетариат насчитывал более 5 млн. человек. Источниками формирования буржуазии были разбогатевшие крестьяне, купцы и дворяне. Численность буржуазии к концу XIX века достигла 1,5 млн. человек. Хотя ее экономическая мощь (ключевые позиции в промышленности, финансах, проникновение в сельское хозяйство) была значительна, но общественное влияние и политический вес были недостаточно велики. Поддержка буржуазии со стороны государства делала ее консервативной и преданной самодержавию. Поэтому и к созданию своих политических партий она приступила только в начале XX века. В целом правящие круги не хотели видеть противоречий между неподвижной политической структурой и социально-экономическим развитием страны. Министры финансов Н.Х. Бунге и С.Ю. Витте, защищавшие либеральные тенденции в экономике и проводившие протекционистскую политику, осуществляли ряд реформ, направленных на стабилизацию финансов, совершенствование налоговой системы, индустриализацию страны и превращению ее в первоклассную державу. В 1894 году была введена монополия на водку, что позволило значительно увеличить государственные доходы: если в начале 80-х годов доходы государства составляли 730 млн. руб., то уже в 1897 году - около1,5 млрд. руб. Золотой запас страны возрос в три раза и достиг 649 млн. руб. В 1897 году была проведена денежная реформа, согласно которой в обращение вместо бумажного рубля вводился золотой рубль и устанавливался свободный обмен кредитного рубля на золотой. Экономическая политика С.Ю Витте, министра путей сообщения, а затем финансов, была связана с привлечением иностранного капитала в промышленность, банки и государственные займы. В Россию было привлечено 3 млрд. золотых рублей иностранных займов. Повышение пошлины на ввозимые иностранные товары, косвенных налогов на керосин, спички и другие предметы, и введение промыслового налога в промышленности также увеличению государственных доходов. Накопленные средства использовались для интенсивного развития российской промышленности. Однако жизненный уровень широких народных масс был низким. Рабочее законодательство, по сути, отсутствовало. К концу столетия в России не была осуществлена демократизация общественной жизни. Промышленный переворот не коснулся сельского хозяйства, половина крестьян обрабатывало землю сохой, хотя Россия и являлась важнейшим поставщиком зерна в Европу.