Во о формировании белорусской народности является одной из наиболее спорных проблем в отечественной исторической науке. Существует множество точек зрения, основными из которых являются следующие: великорусская (белорусы - часть великорусского этноса); польская (белорусы - часть польского этноса); балтская (белорусы - продукт этнокультурного взаимодействия славян и балтов); кривичская (белорусы - прямые потомки племени кривичей); кривичско-дреговичско-радимичская (белорусы - прямые потомки племен кривичей, дреговичей и радимичей); древнерусская (белорусы, также как украинцы и великороссы, - часть древнерусской народности, которая сформировалась в IX-X вв.); финно-угорская (белорусы - продукт этнокультурного взаимодействия славян и финно-угорских племен). Современный белорусский исследователь М. Пилипенко разработал концепцию, которая учитывает влияние на этногенез белорусов как балтского, так и древнерусского факторов.
Географическое положение Беларуси обусловило полиэтнический состав ее населения в разные исторические периоды. Основным (титульным) этносом страны являются белорусы. Белорусский этнос, по мнению современных ученых, начал формироваться с конца XIII в. Этот процесс в основном завершился в XVI в. Этническая территория (территория компактного расселения определенного этноса, с которой связано происхождение и дальнейшая история народа) белорусов сформировалась в XIV-XV вв. В XIII-XIV вв. установились северная, западная и южная этнические границы. Восточная граница этнической территории белорусов в основном установилась в XVI в. Нахождение этнической территории белорусов в XIII в. - первой половине XVI в. в границах ВКЛ явилось основным политическим условием формирования белорусского этноса. Развитие сельского хозяйства и ремесла, активизация торговли между деревней и городом, установление прочных связей между отдельными регионами Беларуси составили экономические условия формирования белорусского этноса. Наиболее сложным и длительным является процесс формирования этнического самосознания (осознание принадлежности к определенному этносу). Самоназвание "белорусцы" начинает употребляться с XVI в., но наряду с ним по-прежнему широко использовались термины "русин", "русский люд", "русский народ". Одновременно употреблялись традиционное самоназвание "русский люд" и. как проявление местного самосознания, термины "минчук", "могилевец" и т.д. Название "Белая Русь" применительно к этнической территории белорусов впервые упоминается в конце XVI в. В XVII-XVIII вв. в составе Речи Посполитой развитие белорусского этноса было затруднено.
В XIII-XVIII вв. на белорусских землях проживали другие этносы: литовцы, русские, поляки. В XIV-XV вв. в Беларуси расселились татары. Привилегированную их часть составляли князья и воины. Они несли военную службу в пользу великого князя, выполняли дипломатические поручения, были переводчиками и советниками в отношениях с Золотой Ордой и Крымским ханством. За службу великий князь наделял их населенными земельными владениями. Непривилегированную часть татарского населения составляли люди", жившие в городах и местечках. Они несли повинности, платили подати. Основными их занятиями были огородничество, перевозка грузов, животноводство, выделка кож. По вероисповеданию татары были мусульманами. В правовом отношении служилые татары-землевладельцы приближались к шляхте, но они не имели права участвовать в выборах в сословно-представительные органы ВКЛ. Со второй половины XVI в. в условиях Контрреформации религиозное и социально-правовое положение татарского населения ухудшилось. Ряд сеймовых постановлений и Статут 1588 г. запретили служилым татарам занимать офицерские должности, приобретать шляхетские имения, иметь крепостных крестьян-христиан. В XVI-XVII вв. татары в обиходе пользовались польским или белорусским языком. В этот период были созданы священные книги - Аль Китабы, написанные на польском и белорусском языках арабским письмом. Татарская диаспора в XIV-XVI вв. составляла по разным данным от 8 до 16 тыс. человек.
"Кромвель" — редкий фильм, основанный на исторических событиях, сочетающий в себе точность изложения фактов и увлекательность сюжета. Сценарист и режиссёр Кен Хьюз проделала поистине гениальную работу. Каждая фраза, каждое действие несёт в себе смысл и наполнено исторической точностью. Например, при сражении у Эджхилле Кромвель произносит следующую фразу: «Боже Правый, мало мы говорили за эти месяцы». Прямое указание на противоречия в парламентской среде, где пресвитериане, занимавшие большинство в палате общин, предпочитали тактику переговоров с королём, а не войны. Браво Хьюзу как режиссёру! Умело показывая насыщенное событиями время гражданской войны в Англии, он тонко и чувственно передаёт зрителю личность Кромвеля не только как бесстрашного война и политического деятеля, борющегося во имя протестантской церкви и во имя Англии, но и как простого сельского сквайра, заботящегося о своих людях, и как мудрого отца. Карл I также предстаёт во всех ракурсах: король, воин, муж. Также как Кромвелем движут его человеческие чувства — сделать Англию достойным местом для жизни своих детей, так и Карлом манипулирует его жена.
Пронзительная игра Ричарда Харриса (Оливер Кромвель) не может оставить равнодушным. Человек далёкий от истории Англии сразу поймёт значимость происходящих событий, настолько тверды и убедительны речи и действия сквайра.
Алек Гиннес (Карл I) непревзойдённый Оби-Ван Кеноби — настоящий король. Власть, королевский интерес и ничего кроме. Думается, так и действовал Стюарт.
Роберт Морли (граф Манчестер) — противопоставляется Кромвелю, несмотря на войну в одном лагере, движение к цели рознит их. Лучший приём показать это, свести потребности одного из них к чисто утилитарным: «Я пропустил завтрак», — говорит граф Манчестер за считанные минуты до боя.
Наконец, эту историческую картину обрамляет восхитительная музыка, варьирующаяся в зависимости от сцен, и так точно предающая настроение той далёкой эпохи XVII века. О точности воссозданного времени говорить не нужно, всё сказано в 1971 г., когда фильм получил премию Оскар в номинации «лучшие костюмы».
Редкий исторический фильм, который настолько увлекает, что хочется пересматривать снова и снова, несмотря на то, что ему уже 40 лет, а киноиндустрия сделала гигантский шаг в своём развитии. Но, как известно, всё гениальное — просто.
Во о формировании белорусской народности является одной из наиболее спорных проблем в отечественной исторической науке. Существует множество точек зрения, основными из которых являются следующие: великорусская (белорусы - часть великорусского этноса); польская (белорусы - часть польского этноса); балтская (белорусы - продукт этнокультурного взаимодействия славян и балтов); кривичская (белорусы - прямые потомки племени кривичей); кривичско-дреговичско-радимичская (белорусы - прямые потомки племен кривичей, дреговичей и радимичей); древнерусская (белорусы, также как украинцы и великороссы, - часть древнерусской народности, которая сформировалась в IX-X вв.); финно-угорская (белорусы - продукт этнокультурного взаимодействия славян и финно-угорских племен). Современный белорусский исследователь М. Пилипенко разработал концепцию, которая учитывает влияние на этногенез белорусов как балтского, так и древнерусского факторов.
Географическое положение Беларуси обусловило полиэтнический состав ее населения в разные исторические периоды. Основным (титульным) этносом страны являются белорусы. Белорусский этнос, по мнению современных ученых, начал формироваться с конца XIII в. Этот процесс в основном завершился в XVI в. Этническая территория (территория компактного расселения определенного этноса, с которой связано происхождение и дальнейшая история народа) белорусов сформировалась в XIV-XV вв. В XIII-XIV вв. установились северная, западная и южная этнические границы. Восточная граница этнической территории белорусов в основном установилась в XVI в. Нахождение этнической территории белорусов в XIII в. - первой половине XVI в. в границах ВКЛ явилось основным политическим условием формирования белорусского этноса. Развитие сельского хозяйства и ремесла, активизация торговли между деревней и городом, установление прочных связей между отдельными регионами Беларуси составили экономические условия формирования белорусского этноса. Наиболее сложным и длительным является процесс формирования этнического самосознания (осознание принадлежности к определенному этносу). Самоназвание "белорусцы" начинает употребляться с XVI в., но наряду с ним по-прежнему широко использовались термины "русин", "русский люд", "русский народ". Одновременно употреблялись традиционное самоназвание "русский люд" и. как проявление местного самосознания, термины "минчук", "могилевец" и т.д. Название "Белая Русь" применительно к этнической территории белорусов впервые упоминается в конце XVI в. В XVII-XVIII вв. в составе Речи Посполитой развитие белорусского этноса было затруднено.
В XIII-XVIII вв. на белорусских землях проживали другие этносы: литовцы, русские, поляки. В XIV-XV вв. в Беларуси расселились татары. Привилегированную их часть составляли князья и воины. Они несли военную службу в пользу великого князя, выполняли дипломатические поручения, были переводчиками и советниками в отношениях с Золотой Ордой и Крымским ханством. За службу великий князь наделял их населенными земельными владениями. Непривилегированную часть татарского населения составляли люди", жившие в городах и местечках. Они несли повинности, платили подати. Основными их занятиями были огородничество, перевозка грузов, животноводство, выделка кож. По вероисповеданию татары были мусульманами. В правовом отношении служилые татары-землевладельцы приближались к шляхте, но они не имели права участвовать в выборах в сословно-представительные органы ВКЛ. Со второй половины XVI в. в условиях Контрреформации религиозное и социально-правовое положение татарского населения ухудшилось. Ряд сеймовых постановлений и Статут 1588 г. запретили служилым татарам занимать офицерские должности, приобретать шляхетские имения, иметь крепостных крестьян-христиан. В XVI-XVII вв. татары в обиходе пользовались польским или белорусским языком. В этот период были созданы священные книги - Аль Китабы, написанные на польском и белорусском языках арабским письмом. Татарская диаспора в XIV-XVI вв. составляла по разным данным от 8 до 16 тыс. человек.
"Кромвель" — редкий фильм, основанный на исторических событиях, сочетающий в себе точность изложения фактов и увлекательность сюжета. Сценарист и режиссёр Кен Хьюз проделала поистине гениальную работу. Каждая фраза, каждое действие несёт в себе смысл и наполнено исторической точностью. Например, при сражении у Эджхилле Кромвель произносит следующую фразу: «Боже Правый, мало мы говорили за эти месяцы». Прямое указание на противоречия в парламентской среде, где пресвитериане, занимавшие большинство в палате общин, предпочитали тактику переговоров с королём, а не войны. Браво Хьюзу как режиссёру! Умело показывая насыщенное событиями время гражданской войны в Англии, он тонко и чувственно передаёт зрителю личность Кромвеля не только как бесстрашного война и политического деятеля, борющегося во имя протестантской церкви и во имя Англии, но и как простого сельского сквайра, заботящегося о своих людях, и как мудрого отца. Карл I также предстаёт во всех ракурсах: король, воин, муж. Также как Кромвелем движут его человеческие чувства — сделать Англию достойным местом для жизни своих детей, так и Карлом манипулирует его жена.
Пронзительная игра Ричарда Харриса (Оливер Кромвель) не может оставить равнодушным. Человек далёкий от истории Англии сразу поймёт значимость происходящих событий, настолько тверды и убедительны речи и действия сквайра.
Алек Гиннес (Карл I) непревзойдённый Оби-Ван Кеноби — настоящий король. Власть, королевский интерес и ничего кроме. Думается, так и действовал Стюарт.
Роберт Морли (граф Манчестер) — противопоставляется Кромвелю, несмотря на войну в одном лагере, движение к цели рознит их. Лучший приём показать это, свести потребности одного из них к чисто утилитарным: «Я пропустил завтрак», — говорит граф Манчестер за считанные минуты до боя.
Наконец, эту историческую картину обрамляет восхитительная музыка, варьирующаяся в зависимости от сцен, и так точно предающая настроение той далёкой эпохи XVII века. О точности воссозданного времени говорить не нужно, всё сказано в 1971 г., когда фильм получил премию Оскар в номинации «лучшие костюмы».
Редкий исторический фильм, который настолько увлекает, что хочется пересматривать снова и снова, несмотря на то, что ему уже 40 лет, а киноиндустрия сделала гигантский шаг в своём развитии. Но, как известно, всё гениальное — просто.