Русская православная церковь в XV –XVI вв. Человек в Российском государстве второй половины XV в.
ТЕРМИНЫ :
Ересь – сознательное уклонение или искажение догматов, изменяющее религиозное учение. Сторонники ереси отделяются от официальной церкви и составляют секту.
Нестяжатели – духовное течение на Руси во главе с Нилом Сорским (1433 – 1508), представители которого выступали против накопления церковью земель и другого имущества.
Иосифляне – группа русских церковных деятелей во главе с Иосифом Волоцким (1439 – 1515), которые выступали за усиление роли церкви в государстве и обществе, и сохранение церковных и монастырских владений.
Стригольники – религиозное течение еретиков середины XIV в. В Новгороде и Пскове. Его сторонники отвергали таинства, монашество, церковную иерархию.
Автокефалия – статус церкви, при котором она имеет административную независимость от других церквей. Глава автокефальной церкви может иметь титул патриарха, архиепископа, или митрополита.
Тягло – комплекс налогов и повинностей, которые несли низшие слои населения в пользу государства.
Поместье – земельное владение, которое предоставлялось на время за несение государственной службы.
Местничество – это система распределения должностей в государстве согласно знатности и служебного положения предков.
КОНСПЕКТ
Религиозное мировоззрение было преобладающим в Средние века, однако господство христианства в средневековой Руси было далеко не полным. В народных массах устойчиво сохранялись пережитки языческих верований, что сказывалось в разных праздниках и обрядах и против чего упорную, но довольно безуспешную борьбу вела церковь. В народных обычаях и обрядах было много проявлений невежества, суеверий, но именно народные массы были той средой, которая в конечном счете питала многообразные проявления антицерковной идеологии в русской культуре XIV – XVI вв. Новые духовные искания затронули церковную идеологию. Была предпринята попытка возвратиться к правильному, первоначальному толкованию учения Христа. На этом уроке мы поговорим об изменениях, произошедших в Русской православной церкви в XV – начале XVI вв.
К началу XVI в. в состав Московского государства входили почти все княжества Северо - Востока и Северо - Запада Руси, включая присоединённый Иваном III Новгород. Численность населения составила 5,6 млн человек. Сформировались сословия – наследственные группы со своими правами и привилегиями, закреплёнными законом. Государственные должности распределялись в зависимости от знатности рода, такая система называлась местничество. Для сельского населения жизнь тоже изменилась. Они по-прежнему могли менять владельцев, но время перехода было ограничено двумя неделями в году, приуроченными к Юрьеву дню (26 ноября). В 1497 г. был принят Судебник, закрепивший новый порядок жизни в едином Московском государстве.
В церковно - философской мысли Руси XV – XVI вв. появились течения, родственные западноевропейскому Возрождению и Реформации. В церковной иерархии и в монашеской среде сложилось два мнения по вопросу о монастырских владениях: одно – иосифлянское: за богатую и сильную Церковь, опору самодержавия, другое – нестяжательское, отрицавшее права церкви и монастырей на земельные владения. В итоге, иосифляне превратились в самую влиятельную, правящую группу в Русской Церкви, а сама православная церковь России стала государственно – национальной. Церковная уния Патриарха Константинополя с Римом в 1439 г., и падение Константинополя в 1453 г. сделали возможным установление автокефалии Московской митрополии. В 1459 г. её канонические пределы совпали с политическими границами Российского централизованного государства.
На рубеже XIX—XX веков в России начался процесс оформления политических движений и течений в партии. Как известно, политические партии возникли на определенном этапе развития общества. Сначала это произошло в Западной Европе. Создание в XIX веке буржуазных партий здесь было тесно связано с ростом политической активности буржуазии, введением всеобщего избирательного права. Вслед за буржуазией по мере своей сознательности стал создавать политические организации и рабочий класс.
Политическую партию следует отличать, во-первых, от политического движения, которое не имеет характерных для партии организационных структур и детально разработанной политической программы, во-вторых, от группы давления, которая стремится не к завоеванию государственной власти, а лишь к обладанию влиянием над теми, кто ее осуществляет.
В современном понимании политическая партия — это соответствующим образом оформленная организация самой активной части класса (или слоя класса), которая ставит своей целью ведение политической борьбы за интересы данного класса (слоя) и наиболее полно и последовательно их выражает и защищает.
Отличительными признаками партии является наличие программы, излагающей цели партии и средства их достижения, устава, определяющего организационное строение партии, центрального руководящего органа, местных партийных организаций, как правило, наличие печатного органа.
В России партии образовывались позже, чем на Западе. Это свидетельствовало о том, что процесс самосознания классов затянулся в стране. Серьезным тормозом в создании партий было самодержавие, которое пресекало всякую политическую деятельность общества, если она не укладывалась в рамки официальной политики. Вот почему практически все социальные группы и классы российского общества находились в оппозиции царизму, а формировавшиеся политические партии были по своему характеру не только антиправительственными, но и нелегальными, включая и буржуазные партии.
Образование партий в России охватывает длительное время. Сначала в передовых группах класса или даже классов возникали определенные идейно-политические настроения. Они закреплялись созданием кружков. Затем оформлялись направления общественно-политической мысли, представители которых группировались вокруг журналов и газет. Среди этих аморфных образований постепенно происходило классовое и политическое размежевание и чаще всего образовывалась не одна, а несколько политических партий.
Образовавшиеся партии, вступая в политическую борьбу, стремились расширить свою социальную базу. С этой целью они включали в свои программы требования, популистского характера, а сама политическая деятельность нередко являлась безответственной и экстремистской, что создавало социальную нестабильность в обществе.
Русская православная церковь в XV –XVI вв. Человек в Российском государстве второй половины XV в.
ТЕРМИНЫ :Ересь – сознательное уклонение или искажение догматов, изменяющее религиозное учение. Сторонники ереси отделяются от официальной церкви и составляют секту.
Нестяжатели – духовное течение на Руси во главе с Нилом Сорским (1433 – 1508), представители которого выступали против накопления церковью земель и другого имущества.
Иосифляне – группа русских церковных деятелей во главе с Иосифом Волоцким (1439 – 1515), которые выступали за усиление роли церкви в государстве и обществе, и сохранение церковных и монастырских владений.
Стригольники – религиозное течение еретиков середины XIV в. В Новгороде и Пскове. Его сторонники отвергали таинства, монашество, церковную иерархию.
Автокефалия – статус церкви, при котором она имеет административную независимость от других церквей. Глава автокефальной церкви может иметь титул патриарха, архиепископа, или митрополита.
Тягло – комплекс налогов и повинностей, которые несли низшие слои населения в пользу государства.
Поместье – земельное владение, которое предоставлялось на время за несение государственной службы.
Местничество – это система распределения должностей в государстве согласно знатности и служебного положения предков.
КОНСПЕКТРелигиозное мировоззрение было преобладающим в Средние века, однако господство христианства в средневековой Руси было далеко не полным. В народных массах устойчиво сохранялись пережитки языческих верований, что сказывалось в разных праздниках и обрядах и против чего упорную, но довольно безуспешную борьбу вела церковь. В народных обычаях и обрядах было много проявлений невежества, суеверий, но именно народные массы были той средой, которая в конечном счете питала многообразные проявления антицерковной идеологии в русской культуре XIV – XVI вв. Новые духовные искания затронули церковную идеологию. Была предпринята попытка возвратиться к правильному, первоначальному толкованию учения Христа. На этом уроке мы поговорим об изменениях, произошедших в Русской православной церкви в XV – начале XVI вв.
К началу XVI в. в состав Московского государства входили почти все княжества Северо - Востока и Северо - Запада Руси, включая присоединённый Иваном III Новгород. Численность населения составила 5,6 млн человек. Сформировались сословия – наследственные группы со своими правами и привилегиями, закреплёнными законом. Государственные должности распределялись в зависимости от знатности рода, такая система называлась местничество. Для сельского населения жизнь тоже изменилась. Они по-прежнему могли менять владельцев, но время перехода было ограничено двумя неделями в году, приуроченными к Юрьеву дню (26 ноября). В 1497 г. был принят Судебник, закрепивший новый порядок жизни в едином Московском государстве.
В церковно - философской мысли Руси XV – XVI вв. появились течения, родственные западноевропейскому Возрождению и Реформации. В церковной иерархии и в монашеской среде сложилось два мнения по вопросу о монастырских владениях: одно – иосифлянское: за богатую и сильную Церковь, опору самодержавия, другое – нестяжательское, отрицавшее права церкви и монастырей на земельные владения. В итоге, иосифляне превратились в самую влиятельную, правящую группу в Русской Церкви, а сама православная церковь России стала государственно – национальной. Церковная уния Патриарха Константинополя с Римом в 1439 г., и падение Константинополя в 1453 г. сделали возможным установление автокефалии Московской митрополии. В 1459 г. её канонические пределы совпали с политическими границами Российского централизованного государства.
На рубеже XIX—XX веков в России начался процесс оформления политических движений и течений в партии. Как известно, политические партии возникли на определенном этапе развития общества. Сначала это произошло в Западной Европе. Создание в XIX веке буржуазных партий здесь было тесно связано с ростом политической активности буржуазии, введением всеобщего избирательного права. Вслед за буржуазией по мере своей сознательности стал создавать политические организации и рабочий класс.
Политическую партию следует отличать, во-первых, от политического движения, которое не имеет характерных для партии организационных структур и детально разработанной политической программы, во-вторых, от группы давления, которая стремится не к завоеванию государственной власти, а лишь к обладанию влиянием над теми, кто ее осуществляет.
В современном понимании политическая партия — это соответствующим образом оформленная организация самой активной части класса (или слоя класса), которая ставит своей целью ведение политической борьбы за интересы данного класса (слоя) и наиболее полно и последовательно их выражает и защищает.
Отличительными признаками партии является наличие программы, излагающей цели партии и средства их достижения, устава, определяющего организационное строение партии, центрального руководящего органа, местных партийных организаций, как правило, наличие печатного органа.
В России партии образовывались позже, чем на Западе. Это свидетельствовало о том, что процесс самосознания классов затянулся в стране. Серьезным тормозом в создании партий было самодержавие, которое пресекало всякую политическую деятельность общества, если она не укладывалась в рамки официальной политики. Вот почему практически все социальные группы и классы российского общества находились в оппозиции царизму, а формировавшиеся политические партии были по своему характеру не только антиправительственными, но и нелегальными, включая и буржуазные партии.
Образование партий в России охватывает длительное время. Сначала в передовых группах класса или даже классов возникали определенные идейно-политические настроения. Они закреплялись созданием кружков. Затем оформлялись направления общественно-политической мысли, представители которых группировались вокруг журналов и газет. Среди этих аморфных образований постепенно происходило классовое и политическое размежевание и чаще всего образовывалась не одна, а несколько политических партий.
Образовавшиеся партии, вступая в политическую борьбу, стремились расширить свою социальную базу. С этой целью они включали в свои программы требования, популистского характера, а сама политическая деятельность нередко являлась безответственной и экстремистской, что создавало социальную нестабильность в обществе.
Нашла в инете надеюсь