«Изоляционизм» США, термин, использовавшийся (с середины 19 в. ) преимущественно для обозначения направления во внешней политике США, в основе которого лежит идея невовлечения в европейские дела и вообще в вооруженные конфликты вне американского континента. Теория и практика ««Изоляционизм»» , возникновение которого восходит к периоду Войны за независимость в Северной Америке 1775-1783, складывались под влиянием ряда факторов: географическая обособленность Американского континента, создание в США ёмкого внутреннего рынка тому, что значительная часть буржуазии мало интересовалась заокеанской экспансией; относительная военная и экономическая слабость США в первые десятилетия после их создания. Ранний ««Изоляционизм» » являлся своеобразным отражением американского национализма, он сыграл существенную роль в ограждении США от вмешательства монархической Европы, прежде всего Великобритании, стремившейся к восстановлению утраченных позиций на Американском континенте. Применяемые фактически только в отношении Европы принципы ««Изоляционизм» » не означали политической, а тем более экономической изоляции США вообще. Руководители американской внешней политики усматривали практический смысл ««Изоляционизм» » в том, чтобы с выгодой для себя использовать противоречия между европейскими державами, отказавшись от заключения с ними долговременных военно-политических союзов и провозгласив нейтралитет США в войнах в Европе (впервые в 1793), но отходя от него в крупнейших мировых вооруженных конфликтах. Таким образом, практика ««Изоляционизм» » порождала политику «свободы рук» . Изоляционистские принципы и связанная с ними доктрина Монро (см. Монро доктрина) явились колыбелью панамериканизма, они послужили ширмой для прикрытия экспансионистских устремлений США в Латинской Америке. С вступлением США в эпоху империализма монополистические круги стремились использовать принципы ««Изоляционизм» » для расширения экспансии на другие районы мира, употребляя в этих целях новые возможности, обусловленные перешедшим к США мировым промышленным превосходством. В 1920-х гг. ««Изоляционизм» » США ассоциировался с отказом от ратификации Версальского мирного договора 1919 и участия в Лиге Наций, повышением тарифов, строгими иммиграционными законами. Крупной вспышкой изоляционистских настроений ознаменовались 1930-e гг. ; проведённое под флагом невмешательства в европейские дела законодательство о нейтралитете (1935-37) было использовано американской. реакцией в целях «умиротворения» фашистских агрессоров и тем самым развязыванию 2-й мировой войны 1939-45. После 2-й мировой войны ««Изоляционизм» » (в его традиционном понимании) перестал играть существенную роль в политике США.
С конца 19 в. термин ««Изоляционизм» » применяется также для обозначения широкого общественного движения, в основе которого лежало стремление избежать участия в войнах вне Американского континента (так называемый «изоляционизм масс») . Являясь одной из форм антивоенного движения и протеста против экспансии монополий США, «изоляционизм масс» получил значительное распространение после 1-й мировой войны, проявляясь в поддержке идеи международного сотрудничества в интересах сохранения мира, а также в распространении нейтралистских иллюзий в период «законодательства о нейтралитете» . Однако с расширением агрессии фашистских государств оппозиция масс войне теряла пацифистскую и «изоляционистскую» (в смысле отрешённости от мировых событий) окраску и всё более принимала антифашистский характер, становясь питательной почвой для выступлений за оказание активного противодействия фашизму.
В середине 1950-х и в конце 1960-х гг. в общественной жизни США отмечались вспышки изоляционистских настроений, получившие название «неоизоляционизма» , которые были вызваны усиливающейся конкуренцией других развитых капиталистических стран, недовольством различных социальных слоев экспансионистской внешней политикой правящих кругов США и рядом других причин.
Резиденцией султанов с середины XV в. вплоть до крушения Османской империи был Стамбул — центр всей системы управления государством, средоточие высших органов власти. Французский исследователь истории османской столицы Робер Мантран с полным основанием видит в этом городе воплощение всей специфики государства османов. «Несмотря на многообразие территорий и народов, находившихся под властью султана, — пишет он, — на протяжении всей своей истории османская столица, Стамбул, была воплощением империи вначале благодаря космополитической природе своего населения, где, однако, турецкий элемент был главенствующим и преобладающим, а затем благодаря тому, что она представляла собой синтез этой империи в виде ее административного и военного, экономического и культурного центра».
С конца 19 в. термин ««Изоляционизм» » применяется также для обозначения широкого общественного движения, в основе которого лежало стремление избежать участия в войнах вне Американского континента (так называемый «изоляционизм масс») . Являясь одной из форм антивоенного движения и протеста против экспансии монополий США, «изоляционизм масс» получил значительное распространение после 1-й мировой войны, проявляясь в поддержке идеи международного сотрудничества в интересах сохранения мира, а также в распространении нейтралистских иллюзий в период «законодательства о нейтралитете» . Однако с расширением агрессии фашистских государств оппозиция масс войне теряла пацифистскую и «изоляционистскую» (в смысле отрешённости от мировых событий) окраску и всё более принимала антифашистский характер, становясь питательной почвой для выступлений за оказание активного противодействия фашизму.
В середине 1950-х и в конце 1960-х гг. в общественной жизни США отмечались вспышки изоляционистских настроений, получившие название «неоизоляционизма» , которые были вызваны усиливающейся конкуренцией других развитых капиталистических стран, недовольством различных социальных слоев экспансионистской внешней политикой правящих кругов США и рядом других причин.