Северо-Германский Союз в 1867—70 федеративное государство к С. от реки Майн. Был создан после победы Пруссии в австро-прусской войне 1866 и распада Германского союза, когда представители Пруссии и 17 северогерманских государств по инициативе О. Бисмарка подписали (18 августа 1866) договор об образовании союза; в сентябре — октябре к договору присоединились ещё 4 германских государства (численность нас. С.-Г. С. составила около 30 млн.). По конституции С.-Г. С. (вступила в силу 1 июля 1867) в его компетенцию входили военное дело, иностранные сношения, монетная система, почта и железные дороги. Президентом С.-Г. С. был провозглашен прусский король; он был главнокомандующим в военное время, руководил внешней политикой, возглавлял исполнительную власть, назначал союзного канцлера (бундесканцлера). Пост бундесканцлера занял Бисмарк. Канцлеру, ответственному только перед президентом статс-секретари, стоявшие во главе отдельных ведомств. Рейхстаг С.-Г. С., избиравшийся т. н. всеобщим голосованием (женщины, солдаты, домашняя прислуга были лишены права участвовать в выборах), пользовался правом утверждения бюджета. Право законодательной инициативы и утверждения законов принадлежало Союзному совету (бундесрату), состоявшему из представителей государств. В бундесрате Пруссия, присоединившая территорию 4 государств, воевавших на стороне Австрии (Ганновер, Гессен-Кассель, Нассау и вольный город Франкфурт-на-Майне), располагала 17 голосами из 43. С южногерманскими государствами (Бавария, Вюртемберг, Баден и Гессен-Дармштадт) был заключён договор, поставивший их вооруженные силы под контроль прусского генерального штаба. Создание С.-Г. С. под гегемонией Пруссии явилось важным этапом объединения Германии «сверху». В ходе франко-прусской войны 1870—71 к С.-Г. С. присоединились южногерманские государства. 9 декабря 1870 рейхстаг постановил, что объединённое государство должно называться Германской империей, которая и была провозглашена в Версале 18 января 1871.
Основные направления внешней политики государства в 1990-е гг. определялись Президентом России. Во главе Министерства иностранных дел были А. Козырев и Е. Примаков (с 1996), И. Иванов (с 1998).
Российская дипломатия стремилась к созданию благоприятных внешних условий для осуществления реформ в стране. Со странами СНГ создавались условия для интеграционных процессов, налаживания добрососедских отношений. В 1993 г. был принят Устав СНГ. Странами Содружества было заключено свыше 800 соглашений в различных сферах совместной деятельности. Однако из них выполнялось не более 30%, что стало предметом откровенной критики на встрече глав государств в Кишиневе (октябрь, 1997).
В 1996 г. Россия и Белоруссия образовали Содружество, а в следующем году заключили договор о Союзе государств. Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия с 1996 г. образовали Таможенный союз. В 1997 г. завершился многолетний раздел Черноморского флота между Россией и Украиной, был подписан двусторонний договор о дружбе и сотрудничестве. Российская Федерация осуществляла активную миротворческую миссию в урегулировании конфликтов в Абхазии, Приднестровье, Таджикистане, Нагорном Карабахе.
Активная внешняя политика проводилась на Европейском континенте. Страна в 1996 г. стала членом Совета Европы. Было подписано Соглашение о партнерстве с Европейским Союзом. Продолжалось сотрудничество в рамках программ ОБСЕ. В мае 1997 г. в Париже произошло подписание Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора (НАТО).
На новый уровень отношений Россия вышла с Китаем, Японией, Индией, странами Персидского залива, Ближнего Востока. Миротворческие усилия России преодолению кризисов на территории бывшей Югославии, на Ближнем Востоке между Палестиной и Израилем. Налаживалось экономическое сотрудничество со странами АСЕАН.
Расширение связей и углубление сотрудничества произошло с ведущими западными странами. С 1994 г. Президент России принимает участие в политических саммитах глав ведущих в экономическом отношении стран мира (США, Англия, Франция, Германия, Италия, Япония, Канада). Денверская встреча в верхах 1997 г. была особенной. Она показала значимую роль России (несмотря на экономический кризис, на имевшиеся ограничения в торговле с США, на антидемпинговую торговую политику европейских стран) в современном мире. Западные страны заинтересованы в сотрудничестве со страной с богатейшими природными ресурсами, с высокообразованным народом, богатой духовной культурой и многовековой историей. Денверский саммит (помимо своих экономических проблем) вплотную занялся проблемами экологии, наркоторговли, терроризма, эпидемий, природных катастроф.
Северо-Германский Союз в 1867—70 федеративное государство к С. от реки Майн. Был создан после победы Пруссии в австро-прусской войне 1866 и распада Германского союза, когда представители Пруссии и 17 северогерманских государств по инициативе О. Бисмарка подписали (18 августа 1866) договор об образовании союза; в сентябре — октябре к договору присоединились ещё 4 германских государства (численность нас. С.-Г. С. составила около 30 млн.). По конституции С.-Г. С. (вступила в силу 1 июля 1867) в его компетенцию входили военное дело, иностранные сношения, монетная система, почта и железные дороги. Президентом С.-Г. С. был провозглашен прусский король; он был главнокомандующим в военное время, руководил внешней политикой, возглавлял исполнительную власть, назначал союзного канцлера (бундесканцлера). Пост бундесканцлера занял Бисмарк. Канцлеру, ответственному только перед президентом статс-секретари, стоявшие во главе отдельных ведомств. Рейхстаг С.-Г. С., избиравшийся т. н. всеобщим голосованием (женщины, солдаты, домашняя прислуга были лишены права участвовать в выборах), пользовался правом утверждения бюджета. Право законодательной инициативы и утверждения законов принадлежало Союзному совету (бундесрату), состоявшему из представителей государств. В бундесрате Пруссия, присоединившая территорию 4 государств, воевавших на стороне Австрии (Ганновер, Гессен-Кассель, Нассау и вольный город Франкфурт-на-Майне), располагала 17 голосами из 43. С южногерманскими государствами (Бавария, Вюртемберг, Баден и Гессен-Дармштадт) был заключён договор, поставивший их вооруженные силы под контроль прусского генерального штаба. Создание С.-Г. С. под гегемонией Пруссии явилось важным этапом объединения Германии «сверху». В ходе франко-прусской войны 1870—71 к С.-Г. С. присоединились южногерманские государства. 9 декабря 1870 рейхстаг постановил, что объединённое государство должно называться Германской империей, которая и была провозглашена в Версале 18 января 1871.
Российская дипломатия стремилась к созданию благоприятных внешних условий для осуществления реформ в стране. Со странами СНГ создавались условия для интеграционных процессов, налаживания добрососедских отношений. В 1993 г. был принят Устав СНГ. Странами Содружества было заключено свыше 800 соглашений в различных сферах совместной деятельности. Однако из них выполнялось не более 30%, что стало предметом откровенной критики на встрече глав государств в Кишиневе (октябрь, 1997).
В 1996 г. Россия и Белоруссия образовали Содружество, а в следующем году заключили договор о Союзе государств. Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия с 1996 г. образовали Таможенный союз. В 1997 г. завершился многолетний раздел Черноморского флота между Россией и Украиной, был подписан двусторонний договор о дружбе и сотрудничестве. Российская Федерация осуществляла активную миротворческую миссию в урегулировании конфликтов в Абхазии, Приднестровье, Таджикистане, Нагорном Карабахе.
Активная внешняя политика проводилась на Европейском континенте. Страна в 1996 г. стала членом Совета Европы. Было подписано Соглашение о партнерстве с Европейским Союзом. Продолжалось сотрудничество в рамках программ ОБСЕ. В мае 1997 г. в Париже произошло подписание Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора (НАТО).
На новый уровень отношений Россия вышла с Китаем, Японией, Индией, странами Персидского залива, Ближнего Востока. Миротворческие усилия России преодолению кризисов на территории бывшей Югославии, на Ближнем Востоке между Палестиной и Израилем. Налаживалось экономическое сотрудничество со странами АСЕАН.
Расширение связей и углубление сотрудничества произошло с ведущими западными странами. С 1994 г. Президент России принимает участие в политических саммитах глав ведущих в экономическом отношении стран мира (США, Англия, Франция, Германия, Италия, Япония, Канада). Денверская встреча в верхах 1997 г. была особенной. Она показала значимую роль России (несмотря на экономический кризис, на имевшиеся ограничения в торговле с США, на антидемпинговую торговую политику европейских стран) в современном мире. Западные страны заинтересованы в сотрудничестве со страной с богатейшими природными ресурсами, с высокообразованным народом, богатой духовной культурой и многовековой историей. Денверский саммит (помимо своих экономических проблем) вплотную занялся проблемами экологии, наркоторговли, терроризма, эпидемий, природных катастроф.