Окончание второй мировой войны ознаменовалось также началом крушения старых колониальных империй Европы. Рост национального самосознания народов колоний, помноженный на военный, технический и организационный опыт непосредственного участия местного населения в военных действиях, после войны выразился в резком всплеске национально-освободительного движения. В 40-50 гг. независимость, мирным или вооруженным путем, получили практически все прежде зависимые страны Азии: Корея, народы Индокитая, Индия и Пакистан, страны Персидского залива и др. Процессы деколонизации не могли затронуть и Африку, которая к 1945 году практически полностью была под контролем европейских держав. В 1956 году независимость получил Тунис, а в 1962, после ожесточенной семилетней войны, и Алжир. В 60-70 гг. волна национально-освободительных движений докатилась и до Африки южнее Сахары. Важное значение для процессов коренной ломки отношений между европейскими метрополиями и африканскими колониями имело принятие ООН в декабре 1960 г. , не без активного участия Советского Союза, "Декларации о принципах деколонизации ", которая осуждала прежнюю модель зависимых отношений между развитыми странами Запада и их "сырьевыми придатками". 1960 год вообще стал переломным в деле деколонизации африканского континента. Его назвали "годом Африки ", потому как в течение этого года на политической карте мира появилось 17 новых самостоятельных государств - бывших колоний Англии, Франции, Италии и Бельгии. Процесс деколонизации Африки продолжался вплоть до 1989 г. , когда независимости добилась последняя на континенте колония - Намибия. Освобождение от колониальной зависимости не принесло образовавшимся странам процветания и стабильности. Межэтнические противоречия, общая экономическая отсталость и нищета, слабость центральной власти и внутриполитическая нестабильность принуждали лидеров многих африканских стран обращаться за к мировым лидерам, как правило, Советскому Союзу и Соединенным Штатам, которые им, преследовали также и свои собственные геополитические интересы. Так, открытие военно-морских и военно-воздушных баз в Анголе, Гвинее, Эфиопии, наряду с созданием подобных баз в странах Азии и на Кубе, позволило Советскому Союзу значительно расширить свое военное, политическое и экономическое влияние за тысячи километров от своих собственных границ. Советский флот и военно-воздушные силы контролировали значительную часть мирового океана, обеспечивая в т. ч. безопасность судоходства и безопасность своих граждан, находящихся за рубежом, в случае необходимости прибегая к самым решительным и жестким мерам вплоть до бомбардировок и высадки морской пехоты.
Никола́й Константи́нович Ре́рих (Рёрих)[4](27 сентября (9 октября) 1874, Санкт-Петербург — 13 декабря 1947, Наггар[3],Химачал-Прадеш, Индия) — русскийхудожник, сценограф[5], философ-мистик[6],писатель, путешественник, археолог[7], общественный деятель[8].
В течение жизни создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира, и около 30 томов литературных трудов, включая два поэтических[9]. Автор идеи и инициаторПакта Рериха, основатель международныхкультурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира»[10]. Кавалер нескольких российских и иностранных наград[⇨].
В российский период жизни и творчества занимался археологией, коллекционированием, как художник успешно выставлялся, участвовал в проектировании и росписи церквей[11], работал директором школыИмператорского общества поощрения художеств, возглавлял художественное объединение «Мир искусства», успешно работал как сценограф («Русские сезоны»)[5], активно участвовал в проектах по защите и возрождению русской старины, в деятельности благотворительных организаций.
С 1917 года жил в эмиграции. Организовал и участвовал в Центрально-Азиатской и Маньчжурской экспедициях, много путешествовал. Основал Институт Гималайских исследований «Урусвати» и более десятка культурных и образовательных учреждений и обществ в различных странах. Вёл активную общественную деятельность, был связан сполитическими и экономическимипроектами, имел связи с большевиками[⇨]и масонством[⇨].
Состоял членом многих организаций[⇨]. Был женат на Елене Рерих. Имел двоих сыновей — Юрия и Святослава.
С 1920-х годов в разных странах мира существуют общества и музеи Рериха[⇨]. Сообщество последователей его идей и религиозно-философского[12][13] ученияЖивая этика (Агни-йога) формируютрериховское движение[⇨]. Идеи Рериха оказали значительное влияние на формирование и развитие нью-эйджа в России[14].
Процессы деколонизации не могли затронуть и Африку, которая к 1945 году практически полностью была под контролем европейских держав. В 1956 году независимость получил Тунис, а в 1962, после ожесточенной семилетней войны, и Алжир.
В 60-70 гг. волна национально-освободительных движений докатилась и до Африки южнее Сахары. Важное значение для процессов коренной ломки отношений между европейскими метрополиями и африканскими колониями имело принятие ООН в декабре 1960 г. , не без активного участия Советского Союза, "Декларации о принципах деколонизации ", которая осуждала прежнюю модель зависимых отношений между развитыми странами Запада и их "сырьевыми придатками".
1960 год вообще стал переломным в деле деколонизации африканского континента. Его назвали "годом Африки ", потому как в течение этого года на политической карте мира появилось 17 новых самостоятельных государств - бывших колоний Англии, Франции, Италии и Бельгии. Процесс деколонизации Африки продолжался вплоть до 1989 г. , когда независимости добилась последняя на континенте колония - Намибия.
Освобождение от колониальной зависимости не принесло образовавшимся странам процветания и стабильности. Межэтнические противоречия, общая экономическая отсталость и нищета, слабость центральной власти и внутриполитическая нестабильность принуждали лидеров многих африканских стран обращаться за к мировым лидерам, как правило, Советскому Союзу и Соединенным Штатам, которые им, преследовали также и свои собственные геополитические интересы. Так, открытие военно-морских и военно-воздушных баз в Анголе, Гвинее, Эфиопии, наряду с созданием подобных баз в странах Азии и на Кубе, позволило Советскому Союзу значительно расширить свое военное, политическое и экономическое влияние за тысячи километров от своих собственных границ. Советский флот и военно-воздушные силы контролировали значительную часть мирового океана, обеспечивая в т. ч. безопасность судоходства и безопасность своих граждан, находящихся за рубежом, в случае необходимости прибегая к самым решительным и жестким мерам вплоть до бомбардировок и высадки морской пехоты.
В течение жизни создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира, и около 30 томов литературных трудов, включая два поэтических[9]. Автор идеи и инициаторПакта Рериха, основатель международныхкультурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира»[10]. Кавалер нескольких российских и иностранных наград[⇨].
В российский период жизни и творчества занимался археологией, коллекционированием, как художник успешно выставлялся, участвовал в проектировании и росписи церквей[11], работал директором школыИмператорского общества поощрения художеств, возглавлял художественное объединение «Мир искусства», успешно работал как сценограф («Русские сезоны»)[5], активно участвовал в проектах по защите и возрождению русской старины, в деятельности благотворительных организаций.
С 1917 года жил в эмиграции. Организовал и участвовал в Центрально-Азиатской и Маньчжурской экспедициях, много путешествовал. Основал Институт Гималайских исследований «Урусвати» и более десятка культурных и образовательных учреждений и обществ в различных странах. Вёл активную общественную деятельность, был связан сполитическими и экономическимипроектами, имел связи с большевиками[⇨]и масонством[⇨].
Состоял членом многих организаций[⇨]. Был женат на Елене Рерих. Имел двоих сыновей — Юрия и Святослава.
С 1920-х годов в разных странах мира существуют общества и музеи Рериха[⇨]. Сообщество последователей его идей и религиозно-философского[12][13] ученияЖивая этика (Агни-йога) формируютрериховское движение[⇨]. Идеи Рериха оказали значительное влияние на формирование и развитие нью-эйджа в России[14].