Екатерина II проводила реформу образования вдохновляясь идеями просвещения. Согласно её пониманию, для процветания государства жизненно необходимым являлось повышение качества и количество знаний у подданных. Понимая колоссальный масштаб страны и неповоротливость как государственного аппарата, так и предрассудков общества, императрица вводила новые законы постепенно. В первую очередь образовательные программы вводились для представителей дворянства и горожан. Отдельное внимание уделялось проблеме брошенных и беспризорных детей.
Процесс развития капитализма происходил неравномерно и в каждой стране по-своему. Так, в молодой буржуазной республике США капиталистическая «свобода» и буржуазная демократия сочетались с рабовладением и работорговлей. В России в результате петровских реформ создавалась промышленность и развивалась внутренняя и внешняя торговля на основе крепостного строя и помещичьего хозяйства. Сильны были феодальные порядки в раздробленной Германии, Австрии и Италии. Характерно, что именно в этих странах наука отставала от английской и французской науки, а после победы французской революции наука в области точного естествознания во франции заняла ведущие позиции.