Киевская русь одно из крупнейших государств средневековья ix-xii вв. в отличие от восточных и западных стран, процесс формирования государственности имел свои специфические черты - пространственные и геополитические. геополитическое пространство, в котором располагалась киевская русь, находилось на стыке разных миров: кочевого и оседлого, христианского и мусульманского, языческого и иудейского. в ходе своего становления русь приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований, поскольку занимала срединное положение между европой и азией и не имела ярко выраженных естественных границ в пределах огромного равнинного пространства. потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка, создавать сильную государственную власть. государство возникает в неоднородном обществе и представляет собой способ регулирования отношений между различными социальными слоями, классами и т. д. государственность у славян начинает формироваться с vi в. , когда происходит переход от родовой и племенной общины к соседской общине, формируется имущественное неравенство. на образование государства существует много причин, вот основные из них: 1. общественное разделение труда. более разнообразными становились источники, из которых люди черпали средства существования; так, большую роль в жизни рода начинала играть военная добыча. со временем появились профессиональные ремесленники, воины. частые переселения родов, возникновение и распад межродовых и межплеменных союзов, выделение из рода групп искателей военной добычи (дружин) - все эти процессы вынуждали то и дело отступать от традиции, основанные на обычае, старые решения не всегда срабатывали в ранее неизвестных конфликтных ситуациях. 2. развитие . не только изменившееся индивидуальное и групповое самосознание и сложившиеся межплеменные отношения, но и хозяйственная, деятельность побуждала людей к поиску более подходящих форм общего существования. значение фактора в возникновении государства обычно преувеличивается в исследованиях сторонников марксизма и других учений, считающих производство (или распределение произведенного) основой общественной жизни. соотношение между и идеями, которыми руководствуются люди, между хозяйственной деятельностью и способами организации власти много сложнее, чем это представляется марксистам. не вдаваясь в подробности давнего спора "материалистов", выдвигающих на первый план потребности людей, и "идеалистов", считающих идеи основным фактором социального развития, ограничимся признанием тесной взаимосвязи материального мира и человеческого сознания. частная собственность не могла возникнуть, пока человек не осознал свою отделенность от рода; но на дальнейшее развитие самосознания отдельной личности, несомненно, воздействовали практические, материальные результаты раздробления общей родовой собственности. факторы влияли на становление государства, но это влияние не было ни прямым, ни определяющим. государство возникло тогда, когда непосредственно связанные с имущественные различия были не слишком существенны; формировавшаяся государственная власть первоначально почти не претендовала на серьезное участие в хозяйственной жизни. носители новой, предгосударственной и государственной власти (князья, дружинники) выделялись из общества не по имущественному, а по профессиональному признаку. при этом часто совпадавшие профессии воина и правителя (стоявшего над традиционной, патриархальной властью родовых старейшин) почти единодушно признавались
Традиционное общество характеризуется следующими признаками:
• натуральное хозяйство (тип экономики, при котором деньги не используются при передаче ресурсов между людьми, используется только натуральный обмен. Это система распределения ресурсов путем прямого обмена, предоставления прав по закону или совместного использования в соответствии с традиционными обычаями. Как следствие, большинство товаров, произведенных в системе естественного хозяйства, производится не с целью их обмена, а для непосредственного пропитания. Таким образом, естественная экономика, как правило, является автономной, где все потребляемые товары производятся внутри страны.)
• строгая иерархия с низкой социальной мобильностью (В иерархических культурах позиции, роли и задачи важнее людей и их умений. Если ты родился в одном социальном классе, то выше тебе подняться не суждено - сын фермера тоже будет фермером)
• сильное сословное деление (есть сословия с привилегиями, которые считались их естественными правами, а есть сословия без прав вообще, воспринимаемые как вещи)
• главный фактор производства – земля (вся экономика и жизнь человека связаны с землей, с ее возделыванием, даже многие дома строились в земле – так называемые землянки)
• ручной труд (все трудились руками с использованием каких-то ручных орудий труда, без механизмов)
• обычаи и традиции главнее законов (и на самом деле выполняют роли своеобразных духовных и культурных ценностей; законов и прав как таковых нет, но переступать через обычаи и традиции считалось настоящим преступлением)
• коллективизм (человек не живет один, он живет в общине – родовой, а потом соседской – и община оказывает очень сильное влияние на жизнь человека; вместе с общиной человек работает, отдыхает, использует одни и те же орудия труда)
Традиционное общество характеризуется следующими признаками:
• натуральное хозяйство (тип экономики, при котором деньги не используются при передаче ресурсов между людьми, используется только натуральный обмен. Это система распределения ресурсов путем прямого обмена, предоставления прав по закону или совместного использования в соответствии с традиционными обычаями. Как следствие, большинство товаров, произведенных в системе естественного хозяйства, производится не с целью их обмена, а для непосредственного пропитания. Таким образом, естественная экономика, как правило, является автономной, где все потребляемые товары производятся внутри страны.)
• строгая иерархия с низкой социальной мобильностью (В иерархических культурах позиции, роли и задачи важнее людей и их умений. Если ты родился в одном социальном классе, то выше тебе подняться не суждено - сын фермера тоже будет фермером)
• сильное сословное деление (есть сословия с привилегиями, которые считались их естественными правами, а есть сословия без прав вообще, воспринимаемые как вещи)
• главный фактор производства – земля (вся экономика и жизнь человека связаны с землей, с ее возделыванием, даже многие дома строились в земле – так называемые землянки)
• ручной труд (все трудились руками с использованием каких-то ручных орудий труда, без механизмов)
• обычаи и традиции главнее законов (и на самом деле выполняют роли своеобразных духовных и культурных ценностей; законов и прав как таковых нет, но переступать через обычаи и традиции считалось настоящим преступлением)
• коллективизм (человек не живет один, он живет в общине – родовой, а потом соседской – и община оказывает очень сильное влияние на жизнь человека; вместе с общиной человек работает, отдыхает, использует одни и те же орудия труда)