В 1611 году выборный земский староста Кузьма Минин начал набирать в Нижнем Новгороде народное ополчение для борьбы с варягами. В то время он был мало кому известным мясником, но твердо верил в свою историческую миссию. Усомнившимся в этом Минин рассказывал о своем ночном видении: во сне к нему якобы приходил преподобный Сергей Радонежский со словами о России. Для требовалось как минимум 2 вещи - люди и деньги. И конечно же - предводитель. Сам Минин не мог возглавить ополчение: он никогда не был военным. Но он нашёл того, кто это сделал - князя Дмитрия Пожарского. Оставалось собрать деньги, которые у жителей богатого Нижнего Новгорода водились. Но когда нижегородцам было предложено сделать раскладку средств по населению, все сказали: "А у нас денег нет..." Тогда Минин, великолепно зная сограждан, бросил знаменитый клич: "Заложим жен и детей наших, но Русскую землю!" Никто не был против. А раз так, то Минин с выборными людьми взял силой и выставил на продажу в холопы жен и детей всех состоятельных граждан города. Главам семейства ничего не оставалось делать, как идти и выкупать собственные семьи.
Тюрки, населявшие ханство, вели полукочевой образ жизни. Они занимались скотоводством, разводили лошадей и овец, а также рыболовством и охотой. Несмотря на это, в пойме Тобола и Иртыша существовали небольшие очаги земледелия. В оседлых поселениях развивалась домашняя промышленность: гончарное производство, ткачество, плавка и обработка металлов[33]. Административными и военными центрами были городки Кызыл-Тура (Усть-Ишим), Касим-Тура, Явлу-Тура(Ялуторовск), Тонтур (ныне с. Вознесенка Венгеровского района Новосибирской области)и др. В ханстве получили развитие феодальные отношения. Владельцы улусов обладали богатствами в виде пастбищ, скота и рабов. к низшему слою общества принадлежали «чёрные» улусные люди. Они ежегодно платили подати владельцам улусов, а также несли военную службу в их отрядах. Сибирские ханы силой подчинили себе ханты-мансийские племена на Урале, в низовьях Иртыша и Оби, заставив их платить им дань (ясак). Хану Кучумуудалось покорить также барабинцев и соседние им племена, а также некоторые башкирские племена.
В 1611 году выборный земский староста Кузьма Минин начал набирать в Нижнем Новгороде народное ополчение для борьбы с варягами. В то время он был мало кому известным мясником, но твердо верил в свою историческую миссию. Усомнившимся в этом Минин рассказывал о своем ночном видении: во сне к нему якобы приходил преподобный Сергей Радонежский со словами о России. Для требовалось как минимум 2 вещи - люди и деньги. И конечно же - предводитель. Сам Минин не мог возглавить ополчение: он никогда не был военным. Но он нашёл того, кто это сделал - князя Дмитрия Пожарского. Оставалось собрать деньги, которые у жителей богатого Нижнего Новгорода водились. Но когда нижегородцам было предложено сделать раскладку средств по населению, все сказали: "А у нас денег нет..." Тогда Минин, великолепно зная сограждан, бросил знаменитый клич: "Заложим жен и детей наших, но Русскую землю!" Никто не был против. А раз так, то Минин с выборными людьми взял силой и выставил на продажу в холопы жен и детей всех состоятельных граждан города. Главам семейства ничего не оставалось делать, как идти и выкупать собственные семьи.
В ханстве получили развитие феодальные отношения. Владельцы улусов обладали богатствами в виде пастбищ, скота и рабов. к низшему слою общества принадлежали «чёрные» улусные люди. Они ежегодно платили подати владельцам улусов, а также несли военную службу в их отрядах. Сибирские ханы силой подчинили себе ханты-мансийские племена на Урале, в низовьях Иртыша и Оби, заставив их платить им дань (ясак). Хану Кучумуудалось покорить также барабинцев и соседние им племена, а также некоторые башкирские племена.