В двухсоттысячном Отраре, выросшем на том месте, где река Арысь сливалась с Сырдарьей, обосновались ученые, мудрецы, искусные музыканты, предсказатели, ювелиры. В городе было большое медресе, базар, мастерская-кузница, гурт-хана (место, где распивали вина), баня, мечети, лавки, магазины.[3] Во время монгольского нашествия городом правил Каир-хан, дядя хорезмшаха по материнской линии. По историческим данным, после того, как здесь были казнены послы Чингисхана, в 1219 году город был осажден монгольскими войсками под руководством старшего сына завоевателя, Джучи. Осада продолжалась 6 месяцев. В городе начался голод и недовольство отказом идти на переговоры с монголами, однажды ночью кто-то из жителей города открыл ворота монголам. Захватившие после этого город монголы уничтожили значительную часть населения, оставшуюся забрали в рабство, сам город был сожжён и уничтожен. Предателя по имени Караджа, открывшего городские ворота, казнил лично Джучи. В XV веке город был отстроен заново.
Империя до самых последних дней своего существования пыталась защитить свои границы от вторжения варваров. варварские завоевания, подобно всем другим завоеваниям, грозили империи не только гибелью и разрушением, самый образ жизни варваров отрицал римскую цивилизацию — какой она была раньше и какой — увы! — постепенно переставала быть. современники наблюдали или должны были наблюдать острейший конфликт между римскими и варварскими ценностями совсем не в материальной сфере. римская цивилизация была в первую очередь цивилизацией разума. она опиралась на многовековую традицию мысли и интеллектуальных достижений, составлявших наследие греции, в которое она, в свою очередь, внесла большой вклад. римский мир был миром школ и библиотек, писателей и строителей. варварский же мир был миром, в котором разум пребывал в младенческом состоянии, и это состояние затянулось на многие века. германские саги, воспевавшие битвы, существовали и дошли до нас лишь в форме легенд, созданных в более позднее время. имелось несколько грубых законов, которые регулировали личные взаимоотношения людей, — вряд ли все это можно назвать цивилизацией в том смысле, в каком понимали ее римляне. король хильперик пытался сочинять стихи в стиле седулия, но не имел никакого понятия о длинной и короткой стопах, и они у него хромали, а сам карл великий, ложась спать, клал под подушку грифельную доску, чтобы ночью в искусстве письма, которое он так и не освоил. что общего было у них с юлием цезарем, марком аврелием и тем великим юлианом, которого назвали отступником? уже по одним этим примерам можно понять, какая непроходимая пропасть разделяла германию и рим. таким образом, римляне и варвары были не только военными противниками, но и вели совершенно различный образ жизни — цивилизованный и варварский. мы не имеем здесь возможности подробно обсудить вопрос, почему в процессе их столкновения цивилизация погибла, а варварство победило. однако важно помнить, что, пока империя пыталась защитить свои границы от варварских орд, она постепенно открывала их для варваров-поселенцев