соперничество удельных князей и желание иметь около себя возможно более сильную и преданную дружину, конечно, возвысили значение и права дружинников. они считали себя людьми военными, людьми, которые служат кому хотят; не понравится у одного князя, они переходят к другому. не должно думать однако, чтобы такие переходы в действительности случались часто. напротив, верность дружины своему князю, по понятиям народным, составляла одно из первых ее качеств. переход был затруднен и тем, что он сопровождался лишением и отчуждением князем недвижимого имущества. сыновья дружинников обыкновенно становились такими же верными слугами князя или его преемника, как их отцы. дружина была выделившееся из народа военное сословие, а не отряд каких-нибудь наемников вроде варягов, немцев, половцев и пр. на это указывает отчасти ходившая на руси в xi и xii веке любимая княжеская поговорка, приписанная владимиру великому: "была бы дружина, с нею я добуду серебро и золото".
крепостной должен был работать на феодала. принудительные работы крепостных на феодала назывались повинностями.рыцарь
повинности существовали различные. несколько дней в неделю крепостные должны были проработать на земле феодала. они обрабатывали его поля, убирали и свозили урожай в его закрома, ухаживали за его скотом. такая работа крепостных крестьян на барской земле называлась барщиной. барщина была наиболее тяжёлой повинностью. пока крестьянин убирал урожай на господском поле и косил траву на господском лугу, на его участке хлеб осыпался, а трава сохла.
ежегодно крепостной отдавал феодалу часть продуктов из своего хозяйства - зерно, скот, птицу, яйца, а также пряжу, домотканное полотно. эта повинность называлась оброком. одну десятую урожая и приплода скота крестьянин обязан был отдавать церкви. этот оброк назывался десятиной.
в результате у крестьянина оставалась лишь малая часть того, что он получал от своего хозяйства ценой тяжёлого повседневного труда. и всё-таки положение крепостного было лучше, чем положение раба в древности. крепостной крестьянин, у которого было своё хозяйство, стремился лучше обрабатывать землю, чтобы собрать более высокий урожай. тогда после уплаты оброка и десятины он смог бы больше оставить и для себя. у крепостного был свой дом и своя семья, которую нужно было кормить. поэтому в отличие от раба крепостной крестьянин был заинтересован в результатах своего труда.
соперничество удельных князей и желание иметь около себя возможно более сильную и преданную дружину, конечно, возвысили значение и права дружинников. они считали себя людьми военными, людьми, которые служат кому хотят; не понравится у одного князя, они переходят к другому. не должно думать однако, чтобы такие переходы в действительности случались часто. напротив, верность дружины своему князю, по понятиям народным, составляла одно из первых ее качеств. переход был затруднен и тем, что он сопровождался лишением и отчуждением князем недвижимого имущества. сыновья дружинников обыкновенно становились такими же верными слугами князя или его преемника, как их отцы. дружина была выделившееся из народа военное сословие, а не отряд каких-нибудь наемников вроде варягов, немцев, половцев и пр. на это указывает отчасти ходившая на руси в xi и xii веке любимая княжеская поговорка, приписанная владимиру великому: "была бы дружина, с нею я добуду серебро и золото".
крестьяне и феодалы
повинности и быт крепостных крестьян
крепостной должен был работать на феодала. принудительные работы крепостных на феодала назывались повинностями.рыцарь
повинности существовали различные. несколько дней в неделю крепостные должны были проработать на земле феодала. они обрабатывали его поля, убирали и свозили урожай в его закрома, ухаживали за его скотом. такая работа крепостных крестьян на барской земле называлась барщиной. барщина была наиболее тяжёлой повинностью. пока крестьянин убирал урожай на господском поле и косил траву на господском лугу, на его участке хлеб осыпался, а трава сохла.
ежегодно крепостной отдавал феодалу часть продуктов из своего хозяйства - зерно, скот, птицу, яйца, а также пряжу, домотканное полотно. эта повинность называлась оброком. одну десятую урожая и приплода скота крестьянин обязан был отдавать церкви. этот оброк назывался десятиной.
в результате у крестьянина оставалась лишь малая часть того, что он получал от своего хозяйства ценой тяжёлого повседневного труда. и всё-таки положение крепостного было лучше, чем положение раба в древности. крепостной крестьянин, у которого было своё хозяйство, стремился лучше обрабатывать землю, чтобы собрать более высокий урожай. тогда после уплаты оброка и десятины он смог бы больше оставить и для себя. у крепостного был свой дом и своя семья, которую нужно было кормить. поэтому в отличие от раба крепостной крестьянин был заинтересован в результатах своего труда.