Парламент Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии (англ. Parliament of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland) является высшим законодательным органом в Соединённом Королевстве и Королевских заморских территориях. Его не возглавляет Британский монарх, но он является его частью. Парламент двухпалатный, включает в себя верхнюю палату, называемую Палата лордов, и нижнюю палату, называемую Палата общин. Палата лордов не выбирается, она включает в себя лордов духовных (высшее духовенство англиканской церкви), лордов светских (пэры) и лордов по апелляциям (англ. List of Lords of Appeal), многие из которых наследовали свою власть. Палата общин, напротив, демократически избираемая палата. Палата лордов и Палата общин собираются в разных помещениях Вестминстерского дворца в Лондоне. По обычаю, все министры, включая премьер-министра, выбираются исключительно из состава парламента.
Парламент эволюционировал из древнего королевского совета. В теории, власть исходит не от Парламента, но от «Королевы-в-Парламенте» («англ. the Crown in Parliament» — дословно — «Корона в Парламенте»). Часто говорится, что только Королева-в-Парламенте является верховной властью, хотя это довольно спорное утверждение. В настоящее время власть исходит также и от демократически избранной Палаты общин; в обществе считается, что Монарх действует как представительская фигура, и власть Палаты лордов существенно ограничена.
Британский Парламент часто в народе называют «матерью всех парламентов», так как законодательные органы многих стран, а особенно стран-членов Британского Содружества созданы по его образцу. Но Британский Парламент не является самым старым, уступая, как минимум, Парламенту Исландии.
Политическая система включает следующие подсистемы (элементы): · институциональную подсистему (политические институты общества) - совокупность конкретных учреждений, которые существуют в обществе для организации, упорядочения политической деятельности; · нормативную подсистему (политические нормы) – правила, которые регулируют политическую деятельность в обществе; · культурно-идеологическую подсистему - политическую культуру и политическую идеологию); · коммуникативную подсистему (средства, с которых осуществляется обмен информацией в политических процессах). Если рассматривать конкретно каждую из подсистем, то необходимо иметь в виду следующие элементы, составляющие каждую из них:
1. Институциональная подсистема включает:
· государство(парламент, правительство, суды) - главный политический институт общества, основной носитель политической власти; · политические партии,без которых фактически не существуют современные политические системы. Они создаются для придания организованного характера борьбе за власть определенных политически сил; · общественные организации -добровольные объединения граждан, создаваемые на основе общности интересов, стремящиеся реализовать эти интересы посредством определенного взаимодействия с конкретным государственными органами государственной власти;
Данные политические институты связаны между собой конкретными политическими отношениями. 2. Нормативная подсистема включает определенные политические нормы –правила, которые регулируют различные виды политических процессов в обществе. Основные виды политических норм: · правовые политические нормы – законы, принятые государством для регулирования политической деятельности (законы о выборах, массовых мероприятиях, о политических партиях и др.). Они являются главными регуляторами любых политических процессов в стране; · корпоративные политические нормы – правила, нормы, зафиксированные в уставах и программах конкретных политических партий и общественных организаций, которые определяют формы поведения только членов данной организации: правила вступления и возможного выхода из нее, размер и уплаты членских взносов, порядок проведения собраний, съездов членов партии или общественной организации и т.д. При этом любое общественное объединение должно подчиняться общегосударственным правым политическим нормам. · политические традиции – устойчивые формы политического поведения, сложившиеся в конкретных странах в течение длительного времени (к примеру, формы голосования депутатов в парламенте, конкретный состав полномочий монарха в той или иной стране, кассационная и апелляционная форма обжалования судебных решений и др.). Данные политические нормы имеют, как правило, второстепенный характер по сравнению с правовыми нормами. 3. Культурно-идеологическая подсистема включает:
· политическую культуру – совокупность знаний, умений и навыков, необходимых конкретным субъектам для успешного участия в политической деятельности. · политическую идеологию –совокупность идей и идеалов, направленных на преобразование общества, его совершенствование. 4. Коммуникативная подсистема включаетразличные виды взаимодействий индивидов, политических институтов, социальных групп, в рамках которых происходит обмен информацией, необходимой для функционирования политической системыобщества.Политическая коммуникация осуществляется через организации (политические партии, общественные организации, научные центры, консультационные службы), через неформальные контакты и т.д. Главными средствами передачи политической информации в современных условиях являются средства массовой информации (СМИ): • печатные СМИ (газеты, журналы, книги, плакаты и т.д.); • электронные СМИ (радио, телевидение, кино, звукозапись и т.д.); • Интернет-СМИ. Информация политического характера существует в сети Интернет в виде сайтов органов государственной власти (главы государства, парламента, правительства), политических партий, общественных организаций, газет, журналов, аналитических и исследовательских
Парламент эволюционировал из древнего королевского совета. В теории, власть исходит не от Парламента, но от «Королевы-в-Парламенте» («англ. the Crown in Parliament» — дословно — «Корона в Парламенте»). Часто говорится, что только Королева-в-Парламенте является верховной властью, хотя это довольно спорное утверждение. В настоящее время власть исходит также и от демократически избранной Палаты общин; в обществе считается, что Монарх действует как представительская фигура, и власть Палаты лордов существенно ограничена.
Британский Парламент часто в народе называют «матерью всех парламентов», так как законодательные органы многих стран, а особенно стран-членов Британского Содружества созданы по его образцу. Но Британский Парламент не является самым старым, уступая, как минимум, Парламенту Исландии.
· институциональную подсистему (политические институты общества) - совокупность конкретных учреждений, которые существуют в обществе для организации, упорядочения политической деятельности;
· нормативную подсистему (политические нормы) – правила, которые регулируют политическую деятельность в обществе;
· культурно-идеологическую подсистему - политическую культуру и политическую идеологию);
· коммуникативную подсистему (средства, с которых осуществляется обмен информацией в политических процессах).
Если рассматривать конкретно каждую из подсистем, то необходимо иметь в виду следующие элементы, составляющие каждую из них:
1. Институциональная подсистема включает:
· государство(парламент, правительство, суды) - главный политический институт общества, основной носитель политической власти;
· политические партии,без которых фактически не существуют современные политические системы. Они создаются для придания организованного характера борьбе за власть определенных политически сил;
· общественные организации -добровольные объединения граждан, создаваемые на основе общности интересов, стремящиеся реализовать эти интересы посредством определенного взаимодействия с конкретным государственными органами государственной власти;
Данные политические институты связаны между собой конкретными политическими отношениями.
2. Нормативная подсистема включает определенные политические нормы –правила, которые регулируют различные виды политических процессов в обществе. Основные виды политических норм:
· правовые политические нормы – законы, принятые государством для регулирования политической деятельности (законы о выборах, массовых мероприятиях, о политических партиях и др.). Они являются главными регуляторами любых политических процессов в стране;
· корпоративные политические нормы – правила, нормы, зафиксированные в уставах и программах конкретных политических партий и общественных организаций, которые определяют формы поведения только членов данной организации: правила вступления и возможного выхода из нее, размер и уплаты членских взносов, порядок проведения собраний, съездов членов партии или общественной организации и т.д. При этом любое общественное объединение должно подчиняться общегосударственным правым политическим нормам.
· политические традиции – устойчивые формы политического поведения, сложившиеся в конкретных странах в течение длительного времени (к примеру, формы голосования депутатов в парламенте, конкретный состав полномочий монарха в той или иной стране, кассационная и апелляционная форма обжалования судебных решений и др.). Данные политические нормы имеют, как правило, второстепенный характер по сравнению с правовыми нормами.
3. Культурно-идеологическая подсистема включает:
· политическую культуру – совокупность знаний, умений и навыков, необходимых конкретным субъектам для успешного участия в политической деятельности.
· политическую идеологию –совокупность идей и идеалов, направленных на преобразование общества, его совершенствование.
4. Коммуникативная подсистема включаетразличные виды взаимодействий индивидов, политических институтов, социальных групп, в рамках которых происходит обмен информацией, необходимой для функционирования политической системыобщества.Политическая коммуникация осуществляется через организации (политические партии, общественные организации, научные центры, консультационные службы), через неформальные контакты и т.д.
Главными средствами передачи политической информации в современных условиях являются средства массовой информации (СМИ):
• печатные СМИ (газеты, журналы, книги, плакаты и т.д.);
• электронные СМИ (радио, телевидение, кино, звукозапись и т.д.);
• Интернет-СМИ. Информация политического характера существует в сети Интернет в виде сайтов органов государственной власти (главы государства, парламента, правительства), политических партий, общественных организаций, газет, журналов, аналитических и исследовательских