Южнорусская этнографическая группа (также южнорусская историко-культурная зона, южнорусская историко-культурная группа, южнорусская этнографическая зона, южные великорусы) — одна из трёх крупных этнографических групп русского народа (наряду со среднерусской и севернорусской групп), распространённых на территории Европейской части России[1]. Южные великорусы населяют южную чернозёмную полосу России от бассейнаДесны на западе до правого притока Волги Суры на востоке, от Оки на севере до Хопра и среднего течения Дона на юге[2], а также степную и предгорную части Северного Кавказа.
В XV-XVII веках общественные отношения у казахов были патриархально-феодальными. Казахское общество ханского периода состояло из двух основных противопоставленных друг другу социальных групп – ак-суйек (белая кость) и кара-суйек (черная кость). Различались они политическими и правовыми признаками. К ак-суйек относились только Чингизиды, которые назывались султанами, и ходжи, считавшиеся потомками сподвижников пророка Мухаммеда. Все остальные группы и прослойки общества составляли кара-суйек.
Государственное устройство Казахского ханства
Высшую ступень социальной иерархии занимали султаны и ходжи. Султаны у казахов были аристократическим сословием и представляли самую влиятельную политическую силу казахского общества. Наряду с термином «султан» для обозначения нецарствовавших потомков Чингисхана по мужской линии употреблялись термины «торе» или оглан. Дети Чингизидов по праву рождения приобретали титул и вместе с ним права, потомственно принадлежавшие этой социальной группе. Каждый Чингизид независимо от того, к какой именно династии потомков он относился, мог претендовать на ханский престол в любом месте, где сохранялись в какой-то мере традиции монгольской империи. Важно отметить при этом, что султаны сами не были ни казахами, ни узбеками, не относили себя ни к одному из тюрко-монгольских племен, не разделялись на колена. Казахи сохраняли традиции степной государственности и не отвергали установившиеся права потомков Чингисхана. Вследствие чего каждый влиятельный султан претендовал на улус. Ибн Рузбихан Исфахани писал: «В каждом известном улусе есть свой полновластный султан из потомков Чингисхана, который со своим народом пребывает в какой-либо местности, старинном юрте (территория улуса). Султаны сидят там еще со времени…Джучи-хана и Шибан-хана и пользуются пастбищами». Правление в улусах давало султанам как военно-политическую власть над улусными людьми, так и фактическое право распоряжения пастбищами, водными источниками. Каждый улусный султан был прежде всего правителем улуса и командовал улусным войском. Верховным собственником всей земли был царствующих род в целом, то есть земля составляла сословную собственность всех Чингизидов вместе взятых. Привилегии султанов перед другими членами общества состояли в том, что по существовавшему в ханстве закону различно наказывались люди разных социальных слоев за одни и те же преступления. Султаны были избавлены от телесного наказания и не подлежали суду биев. Творить суд над Чингизидами мог только султан или сам хан.
В XV-XVII веках общественные отношения у казахов были патриархально-феодальными. Казахское общество ханского периода состояло из двух основных противопоставленных друг другу социальных групп – ак-суйек (белая кость) и кара-суйек (черная кость). Различались они политическими и правовыми признаками. К ак-суйек относились только Чингизиды, которые назывались султанами, и ходжи, считавшиеся потомками сподвижников пророка Мухаммеда. Все остальные группы и прослойки общества составляли кара-суйек.
Государственное устройство Казахского ханства
Высшую ступень социальной иерархии занимали султаны и ходжи. Султаны у казахов были аристократическим сословием и представляли самую влиятельную политическую силу казахского общества. Наряду с термином «султан» для обозначения нецарствовавших потомков Чингисхана по мужской линии употреблялись термины «торе» или оглан. Дети Чингизидов по праву рождения приобретали титул и вместе с ним права, потомственно принадлежавшие этой социальной группе. Каждый Чингизид независимо от того, к какой именно династии потомков он относился, мог претендовать на ханский престол в любом месте, где сохранялись в какой-то мере традиции монгольской империи. Важно отметить при этом, что султаны сами не были ни казахами, ни узбеками, не относили себя ни к одному из тюрко-монгольских племен, не разделялись на колена. Казахи сохраняли традиции степной государственности и не отвергали установившиеся права потомков Чингисхана. Вследствие чего каждый влиятельный султан претендовал на улус. Ибн Рузбихан Исфахани писал: «В каждом известном улусе есть свой полновластный султан из потомков Чингисхана, который со своим народом пребывает в какой-либо местности, старинном юрте (территория улуса). Султаны сидят там еще со времени…Джучи-хана и Шибан-хана и пользуются пастбищами». Правление в улусах давало султанам как военно-политическую власть над улусными людьми, так и фактическое право распоряжения пастбищами, водными источниками. Каждый улусный султан был прежде всего правителем улуса и командовал улусным войском. Верховным собственником всей земли был царствующих род в целом, то есть земля составляла сословную собственность всех Чингизидов вместе взятых. Привилегии султанов перед другими членами общества состояли в том, что по существовавшему в ханстве закону различно наказывались люди разных социальных слоев за одни и те же преступления. Султаны были избавлены от телесного наказания и не подлежали суду биев. Творить суд над Чингизидами мог только султан или сам хан.
Объяснение: