Церковь Нико́лы на Ли́пне — православный храм конца XIII века, памятник новгородского каменного зодчества. Расположен на небольшом острове Липно в дельте реки Мсты, в 9 км к югу от Великого Новгорода. Главный престол освящен во имя Николая Чудотворца, придел — во имя святого Климента.
Кресто́во-ку́польный храм на Руси — основной тип православного храма, господствовавший в архитектуре Древней Руси. История строительства на Руси каменных крестово-купольных храмов началась с возведения в Киеве Десятинной церкви (989—996 гг) и продолжается в XXI веке в связи с активным церковным строительством по всей России (как восстановлением разрушенных за годы советской власти храмов, так и проектированием новых соборов и церквей).
Церковь Николы на Липне является православным храмом конца 13 века, а также уникальным памятником каменного зодчества Великого Новгорода. Главный престол освящен во имя Святого Николая Чудотворца, а предел – в честь Святого Климента.
Прекрасный вид на церковь открывается с восточного берега, ведь именно в этом районе можно увидеть последний памятник средневекового Новгорода – храм Николы. Знаменитая церковь была построена в 1292 году по инициативе архиепископа Климента. Храм Николы является не только единственным остатком древнейшего Липенского монастыря, но и относится к числу выдающихся монументов новгородского зодчества.
Как упоминалось, строительство церкви началось в 1292 году. Церковь была заложена в 8-ми км к югу от города Новгорода, а именно на острове Липно и берегу реки Плотница в дельте реки Мсты.
По некоторым сведениям в 1113 году была приобретена икона Николая Чудотворца, которая была писана на большой круглой доске. По преданию, именно от этой иконы полностью исцелился великий новгородский князь Мстислав Владимирович. Скорей всего, именно после этого события чуть позднее 1113 года был выстроен монастырь и деревянная церковь, хотя точных данных об этих событиях до сих пор не было найдено.
Каменная церковь, заложенная в 1292 году и завершенная в 1294 году, стала первой каменной церковью, которая была возведена на новгородской земле после того, как великое нашествие монголо-татар на Русь. Во время возведения храма зодчие в большей мере ориентировались на одну из современных в те времена домонгольских церквей, а именно на церковь Рождества, расположенную в Перынском скиту. По этой причине в конце 12 – начале 13 веков отчетливо наметились новые пути развития, касающиеся новгородского зодчества. В данного рода постройках предпринимались попытки по переосмыслению и замене привычной старой схемы храмовых зданий, которые притворялись в жизнь новгородскими зодчими второй половины 12 века. Кроме того, такая тенденция преображения развивалась вплоть до первой половины 14 века. Среди новых построек особенно место занимает храм Николы на Липне. В это церкви впервые можно увидеть новую строительную технику. По сравнению с более древней техникой, которая состояла из чередующихся рядов камня и плинфы на растворе извести с примесью кирпича-цемянки, храм Николы в большей степени сложен из волховской плиты на растворе песка с известью. В кладке Никольского храма в некоторых местах применен еще и кирпич более усовершенствованной удлиненной формы. Именно такая система кладки вскоре станет характерной особенностью каменного новгородского зодчества 14-15 веков.
Церковный зодчий решил последовать за строителями церкви Перынского скита и отказался от былой системы посводного покрытия. Он перешел к трехлопастному завершению здания, являющегося отличительной особенностью практически всех памятников знаменитого новгородского зодчества 14-15 веков. Зодчий храма Николы решил переменить членения фасадов лопатками, что станет характерной чертой зодчества первой половины 14 века. Для того чтобы создать художественный облик церкви Николы, были применены вытянутые пропорции, что и стало одной из характерных черт новгородских памятников 14-15 веков. В храме с особой отчетливостью выступили черты, которые свидетельствовали о начале полного переосмысления былых архитектурных традиций.
Что касается фресковой росписи храма Николы на Липне, то почти до своей гибели в 1941-1943 годах она была замаскирована под малярной записью, которая была проведена в 1877 году. Лишь незначительные фрагменты великой стенописи конца 13 века, которые смогли избежать реставрации 19 века, удалось обнаружить при полной разборке иконостаса в 1930 году. Фресковая роспись храма Николы стала промежуточным звеном, соединяющим новгородскую живопись еще домонгольского периода и прекрасную живопись второй половины 14 века. Удлиненные фигуры в большей мере подвижных фигур, а также легко и свободно сползающие складки одежд, обтекающих человеческую фигуру, говорили о том, что в росписи в храма Николы 13-14 веков, по большей части предвосхищались новые явления, бурно развивающиеся в новгородской живописи уже через 50-60 лет.
Кресто́во-ку́польный храм на Руси — основной тип православного храма, господствовавший в архитектуре Древней Руси. История строительства на Руси каменных крестово-купольных храмов началась с возведения в Киеве Десятинной церкви (989—996 гг) и продолжается в XXI веке в связи с активным церковным строительством по всей России (как восстановлением разрушенных за годы советской власти храмов, так и проектированием новых соборов и церквей).
Мы видим две разных архитектуры.
Прекрасный вид на церковь открывается с восточного берега, ведь именно в этом районе можно увидеть последний памятник средневекового Новгорода – храм Николы. Знаменитая церковь была построена в 1292 году по инициативе архиепископа Климента. Храм Николы является не только единственным остатком древнейшего Липенского монастыря, но и относится к числу выдающихся монументов новгородского зодчества.
Как упоминалось, строительство церкви началось в 1292 году. Церковь была заложена в 8-ми км к югу от города Новгорода, а именно на острове Липно и берегу реки Плотница в дельте реки Мсты.
По некоторым сведениям в 1113 году была приобретена икона Николая Чудотворца, которая была писана на большой круглой доске. По преданию, именно от этой иконы полностью исцелился великий новгородский князь Мстислав Владимирович. Скорей всего, именно после этого события чуть позднее 1113 года был выстроен монастырь и деревянная церковь, хотя точных данных об этих событиях до сих пор не было найдено.
Каменная церковь, заложенная в 1292 году и завершенная в 1294 году, стала первой каменной церковью, которая была возведена на новгородской земле после того, как великое нашествие монголо-татар на Русь. Во время возведения храма зодчие в большей мере ориентировались на одну из современных в те времена домонгольских церквей, а именно на церковь Рождества, расположенную в Перынском скиту. По этой причине в конце 12 – начале 13 веков отчетливо наметились новые пути развития, касающиеся новгородского зодчества. В данного рода постройках предпринимались попытки по переосмыслению и замене привычной старой схемы храмовых зданий, которые притворялись в жизнь новгородскими зодчими второй половины 12 века. Кроме того, такая тенденция преображения развивалась вплоть до первой половины 14 века. Среди новых построек особенно место занимает храм Николы на Липне. В это церкви впервые можно увидеть новую строительную технику. По сравнению с более древней техникой, которая состояла из чередующихся рядов камня и плинфы на растворе извести с примесью кирпича-цемянки, храм Николы в большей степени сложен из волховской плиты на растворе песка с известью. В кладке Никольского храма в некоторых местах применен еще и кирпич более усовершенствованной удлиненной формы. Именно такая система кладки вскоре станет характерной особенностью каменного новгородского зодчества 14-15 веков.
Церковный зодчий решил последовать за строителями церкви Перынского скита и отказался от былой системы посводного покрытия. Он перешел к трехлопастному завершению здания, являющегося отличительной особенностью практически всех памятников знаменитого новгородского зодчества 14-15 веков. Зодчий храма Николы решил переменить членения фасадов лопатками, что станет характерной чертой зодчества первой половины 14 века. Для того чтобы создать художественный облик церкви Николы, были применены вытянутые пропорции, что и стало одной из характерных черт новгородских памятников 14-15 веков. В храме с особой отчетливостью выступили черты, которые свидетельствовали о начале полного переосмысления былых архитектурных традиций.
Что касается фресковой росписи храма Николы на Липне, то почти до своей гибели в 1941-1943 годах она была замаскирована под малярной записью, которая была проведена в 1877 году. Лишь незначительные фрагменты великой стенописи конца 13 века, которые смогли избежать реставрации 19 века, удалось обнаружить при полной разборке иконостаса в 1930 году. Фресковая роспись храма Николы стала промежуточным звеном, соединяющим новгородскую живопись еще домонгольского периода и прекрасную живопись второй половины 14 века. Удлиненные фигуры в большей мере подвижных фигур, а также легко и свободно сползающие складки одежд, обтекающих человеческую фигуру, говорили о том, что в росписи в храма Николы 13-14 веков, по большей части предвосхищались новые явления, бурно развивающиеся в новгородской живописи уже через 50-60 лет.