к успехам культурной революции можно отнести повышение уровня грамотности до 87,4 % населения (по переписи 1939 года), создание обширной системы общеобразовательных школ, значительное развитие науки и искусства[3]. вместе с тем была сформирована официальная культура, основанная на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры и образования, что было необходимо для формирования большого количества производственных кадров[8] и формирования новой «советской интеллигенции» из рабоче-крестьянской среды[2][13].
согласно одной из точек зрения, в этот период средствами большевистской идеологизации был произведён разрыв с традициями многовекового культурного наследия[3].
с другой стороны, целый ряд авторов оспаривают это положение и приходят к выводу о том, что традиционные ценности и мировоззрения российской интеллигенции, мещанства и крестьянства были лишь незначительно трансформированы в ходе культурной революции, а большевистский проект создания более совершенного, гармоничного, коллективистского человека нового типа, то есть «нового человека», следует считать в значительной мере проваленным[14][15]. на это указывает и капиталистическая реакция, которая началась в начале шестидесятых с
Начало царствования александра iи все же первые годы царствования александра i оставили наилучшие воспоминания у современников, «дней александровых прекрасное начало» — так обозначил эти годы а.с. пушкин. наступил короткий период просвещенного абсолютизма». открывались университеты, лицеи, гимназии. принимались меры к облегчению положения крестьян. александр прекратил раздачу государственных крестьян во владение помещикам. в 1803 г . был принят указ о «вольных хлебопашцах». согласно указу, помещик мог освободить своих крестьян, наделив их землей и получив с них выкуп. но помещики не спешили воспользоваться этим указом. за время царствования александра i было освобождено всего 47 тыс. душ мужского пола. но идеи, заложенные в указе 1803 г., впоследствии легли в основание реформы 1861 г .
к успехам культурной революции можно отнести повышение уровня грамотности до 87,4 % населения (по переписи 1939 года), создание обширной системы общеобразовательных школ, значительное развитие науки и искусства[3]. вместе с тем была сформирована официальная культура, основанная на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры и образования, что было необходимо для формирования большого количества производственных кадров[8] и формирования новой «советской интеллигенции» из рабоче-крестьянской среды[2][13].
согласно одной из точек зрения, в этот период средствами большевистской идеологизации был произведён разрыв с традициями многовекового культурного наследия[3].
с другой стороны, целый ряд авторов оспаривают это положение и приходят к выводу о том, что традиционные ценности и мировоззрения российской интеллигенции, мещанства и крестьянства были лишь незначительно трансформированы в ходе культурной революции, а большевистский проект создания более совершенного, гармоничного, коллективистского человека нового типа, то есть «нового человека», следует считать в значительной мере проваленным[14][15]. на это указывает и капиталистическая реакция, которая началась в начале шестидесятых с