Земский собор, или, по памятникам тех времен, «совет всея земли» , «вся земля» , «собор» . от боярской думы – этого махового колеса всего государственного механизма, по выражению проф. в. о. ключевского, земский собор отличался, помимо состава, прежде всего тем, что не был постоянным учреждением, работавшим без перерыва, и никогда не были твердо и определенно установлены законом случаи, когда следовало собираться земскому собору. старинное название земского собора советом всея земли, быть может, лучше всего определяет его значение в государственном механизме. земские соборы были советами всея земли при правительстве, которое они включали в свой состав, хотя и действовали по почину правительства в тех трудных и тяжелых случаях государственной жизни, когда верховная власть не хотела или не могла взять на себя почин в разрешении того или иного вопроса. земский собор являлся в таких случаях силой, решающей дело бесповоротно. такое значение придавало земскому собору его устройство. в состав земского собора входил, во-первых, освященный собор, т. е. высшее духовенство церкви, во главе с митрополитом, а позднее с патриархом; во-вторых, боярская дума – верховное правительственное учреждение московского государства; в-третьих, представители различных чинов и местностей московского государства. эти-то последние и сообщали всему собранию характер и значение земского собора. совместные заседания боярской думы и освященного собора происходили сравнительно часто, и того чрезвычайного значения, какое имели земские соборы, эти совещания не могли иметь. только присоединение к боярской думе и освященному собору представителей от чинов московского государства создавало земский собор. чтобы он мог состояться, необходимо было соединение всех трех его основ, с царем во главе, и отсутствие одной из них делало собор невозможным.