Могущество кимакского правителя было значительным. По мере социального и политического развития кимакского общества от племени до государственного образования наблюдалось постепенное движение по иерархической лестнице от глав низшей ступени (шад-тутук) к высшей (каган). В сравнительном плане для знати древних тюрков была характерна следующая градация: шад, ябгу (улуг шад), кичиг каган, улуг каган. В пределах территории своего государства каган мог назначать правителей (владельцев уделов), выбирая их среди представителей племенной знати.
Институт наследственной передачи власти имел место не только внутри каганской семьи и ханского рода, но и наблюдался у племенной знати. Так, уделы 11 управителей кимакского кагана передавались по наследству детям этих управителей [1]. Конфедерация кимекских племен не была образованием, основанным на кровно-родственных связях. Она базировалась на принципах территориально-административных отношений. В социальном плане объединение кимаков стояло над родоплеменными структурами, а племена в нем были связаны между собой иерархическими и вассальными отношениями, строго регламентированными устоями общества [2]. Патриархально-феодальные отношения в кимекском обществе послужили основой создания крупных племен, что в свою очередь привело к зарождению удельно-племенной системы. Главы крупных племен (которые одновременно являлись управителями и военными вождями) получали от хакана за службу уделы, стремясь к укреплению индивидуальных кочевых хозяйств и упрочению своего политического веса. Удельные владения выставляли кагану определенное количество войск. Некоторые управители становились полузависимыми ханами, стремившихся при благоприятном стечении обстоятельств к захвату верховной власти в государстве. Но это было не так-то просто: каган тщательно продумывал как политику удержания власти внутри своего государства, так и во внешней политике.
Этим и обусловлены успешные походы на юг, где, завладев землями токузогузов (город Карантия, расположенный на юго-восточном берегу озера Гаган, современный Алаколь), они совершали набеги на город Джамлекес в Восточном Туркестане и на территории енисейских кыргызов.
Могущество кимакского правителя было значительным. По мере социального и политического развития кимакского общества от племени до государственного образования наблюдалось постепенное движение по иерархической лестнице от глав низшей ступени (шад-тутук) к высшей (каган). В сравнительном плане для знати древних тюрков была характерна следующая градация: шад, ябгу (улуг шад), кичиг каган, улуг каган. В пределах территории своего государства каган мог назначать правителей (владельцев уделов), выбирая их среди представителей племенной знати.
Институт наследственной передачи власти имел место не только внутри каганской семьи и ханского рода, но и наблюдался у племенной знати. Так, уделы 11 управителей кимакского кагана передавались по наследству детям этих управителей [1]. Конфедерация кимекских племен не была образованием, основанным на кровно-родственных связях. Она базировалась на принципах территориально-административных отношений. В социальном плане объединение кимаков стояло над родоплеменными структурами, а племена в нем были связаны между собой иерархическими и вассальными отношениями, строго регламентированными устоями общества [2]. Патриархально-феодальные отношения в кимекском обществе послужили основой создания крупных племен, что в свою очередь привело к зарождению удельно-племенной системы. Главы крупных племен (которые одновременно являлись управителями и военными вождями) получали от хакана за службу уделы, стремясь к укреплению индивидуальных кочевых хозяйств и упрочению своего политического веса. Удельные владения выставляли кагану определенное количество войск. Некоторые управители становились полузависимыми ханами, стремившихся при благоприятном стечении обстоятельств к захвату верховной власти в государстве. Но это было не так-то просто: каган тщательно продумывал как политику удержания власти внутри своего государства, так и во внешней политике.
Этим и обусловлены успешные походы на юг, где, завладев землями токузогузов (город Карантия, расположенный на юго-восточном берегу озера Гаган, современный Алаколь), они совершали набеги на город Джамлекес в Восточном Туркестане и на территории енисейских кыргызов.