Основным источником рабов был захват пленных. Именно пленные иностранцы составляли подавляющее большинство рабов в Древнем Риме, о чём свидетельствует анализ многочисленных письменных источников, в частности, надгробных надписей. Например, как указывает известный французский историк С.Николе, большинство рабов в Сицилии в конце II в. до н. э. (когда рабство на острове достигло наибольших масштабов) были уроженцами Малой Азии, Сирии, Греции, которые были до этого захвачены Римом[1].
В понимании римлян, — пишет историк, — раб ассоциировался с иностранцем. Так же как древние греки считали всех варваров низшей расой, у которых естественным состоянием было рабство, такие же взгляды разделяли и римляне. Например, Цицерон писал о распространенном мнении, согласно которому некоторые расы предназначены для рабства [2].
Другим источником рабов было морское разбойничество, достигшее кульминационного пункта в эпоху первого триумвирата (середина I в. до н. э.), которое в отдельные периоды римской истории также значительно содействовало увеличению числа рабов.
Третьим источником рабов было право кредитора обратить в рабство своего должника. В частности, такое право было легализировано законами двенадцати таблиц (V в. до н. э.). По истечении срока займа должнику предоставлялся один месяц льготы; если долг не уплачивался, суд отдавал должника кредитору (jure addicitur) и последний держал его у себя дома в оковах в течение 60 дней. Закон определял для таких случаев количество хлеба, которое получал заключенный (не менее 1 фунта на день), и вес оков (не более 15 фунтов). За время заключения кредитор три раза мог выводить своего должника на рынок и объявлять сумму долга. Если никто не выражал желания выкупить его, он превращался в раба (servus), которого кредитор мог продать, но только вне римской территории. Те же законы двенадцати таблиц давали отцу право продавать в рабство своих детей.
Вместе с тем, в IV в. до н. э. в Риме был принят закон Петелия, который запрещал обращать в рабство римских граждан — отныне рабами могли быть лишь иностранцы, и лишь в исключительных случаях (например, совершение серьёзного преступления) ими могли стать граждане Рима. Согласно этому закону римлянин, публично объявлявший о своей несостоятельности (банкротстве), лишался всего своего имущества, которое отбирали в уплату долгов, но сохранял личную свободу[3]. С.Николе пишет в этой связи об «отмене долгового рабства» в Риме в 326 г. до н. э. Хотя есть упоминания о том, что данный закон в последующем обходили, но как полагают историки речь идет не о долговом рабстве, а о неких формах отработки долга, без формального обращения в рабство [4].
В истории рассматриваются два очага древнерусской государственности - Новгород и Киев. Мнение базируется на "Повести временных лет", Новгородской и Никоновской летописях, археологических материалах и др. источниках.В "Повести временных лет" рассказано о призвании новгородцами варягов во главе с Рюриком(862 год).В Киеве княжили Аскольд и Дир.Одни относят их к рюриковым варягам, другие считают потомками легендарного Кия - основателя Киева.( хроника Яна Длугоша).Таким образом новгородцы образовали государственный центр на севере Руси во главе с варяжским князем. О том, что Киев являлся южнорусским государственным центром свидетельствует упоминание о походе руси на Константинополь (860 год). Такой поход могло совершить только бое войско. Считается вероятным, что во главе его стоял Аскольд или Дир. Объединение юга и севера в единое государство произошло во время похода преемника Рюрика - Олега (882 г.). Летопись упоминает,что Олег действовал в интересах малолетнего сына Рюрика - Игоря. Можно предположить, что богатый торговый Новгород с его развитой вечевой традицией не устраивал варягов.А вот Киев после убийства Олегом Аскольда и Дира пришелся весьма кстати. Он стоял на выгодном торговом пути гораздо ближе к Константинополю, чем Новгород. И так он стал "матерью городов русских" и дал название новому государству - Киевской Руси. Значение этого события в появлении на карте мира государства Киевская Русь. Само происхождение названия "русь" весьма спорно. Многие историки придерживаются мнения, что таким образом называли варягов, затем название распространилось на весь народ. Это слово можно встретить в византийских,арабских источниках.Оттуда оно пошло кочевать по Европе. Кстати, варяги называли русь - " гарадарика", страна городов. Все вышеизложенное свидетельствует о международном признании Руси.
Основным источником рабов был захват пленных. Именно пленные иностранцы составляли подавляющее большинство рабов в Древнем Риме, о чём свидетельствует анализ многочисленных письменных источников, в частности, надгробных надписей. Например, как указывает известный французский историк С.Николе, большинство рабов в Сицилии в конце II в. до н. э. (когда рабство на острове достигло наибольших масштабов) были уроженцами Малой Азии, Сирии, Греции, которые были до этого захвачены Римом[1].
В понимании римлян, — пишет историк, — раб ассоциировался с иностранцем. Так же как древние греки считали всех варваров низшей расой, у которых естественным состоянием было рабство, такие же взгляды разделяли и римляне. Например, Цицерон писал о распространенном мнении, согласно которому некоторые расы предназначены для рабства [2].
Другим источником рабов было морское разбойничество, достигшее кульминационного пункта в эпоху первого триумвирата (середина I в. до н. э.), которое в отдельные периоды римской истории также значительно содействовало увеличению числа рабов.
Третьим источником рабов было право кредитора обратить в рабство своего должника. В частности, такое право было легализировано законами двенадцати таблиц (V в. до н. э.). По истечении срока займа должнику предоставлялся один месяц льготы; если долг не уплачивался, суд отдавал должника кредитору (jure addicitur) и последний держал его у себя дома в оковах в течение 60 дней. Закон определял для таких случаев количество хлеба, которое получал заключенный (не менее 1 фунта на день), и вес оков (не более 15 фунтов). За время заключения кредитор три раза мог выводить своего должника на рынок и объявлять сумму долга. Если никто не выражал желания выкупить его, он превращался в раба (servus), которого кредитор мог продать, но только вне римской территории. Те же законы двенадцати таблиц давали отцу право продавать в рабство своих детей.
Вместе с тем, в IV в. до н. э. в Риме был принят закон Петелия, который запрещал обращать в рабство римских граждан — отныне рабами могли быть лишь иностранцы, и лишь в исключительных случаях (например, совершение серьёзного преступления) ими могли стать граждане Рима. Согласно этому закону римлянин, публично объявлявший о своей несостоятельности (банкротстве), лишался всего своего имущества, которое отбирали в уплату долгов, но сохранял личную свободу[3]. С.Николе пишет в этой связи об «отмене долгового рабства» в Риме в 326 г. до н. э. Хотя есть упоминания о том, что данный закон в последующем обходили, но как полагают историки речь идет не о долговом рабстве, а о неких формах отработки долга, без формального обращения в рабство [4].
Мнение базируется на "Повести временных лет", Новгородской и Никоновской летописях, археологических материалах и др. источниках.В "Повести временных лет" рассказано о призвании новгородцами варягов во главе с Рюриком(862 год).В Киеве княжили Аскольд и Дир.Одни относят их к рюриковым варягам, другие считают потомками легендарного Кия - основателя Киева.( хроника Яна Длугоша).Таким образом новгородцы образовали государственный центр на севере Руси во главе с варяжским князем. О том, что Киев являлся южнорусским государственным центром свидетельствует упоминание о походе руси на Константинополь (860 год). Такой поход могло совершить только бое войско. Считается вероятным, что во главе его стоял Аскольд или Дир. Объединение юга и севера в единое государство произошло во время похода преемника Рюрика - Олега (882 г.). Летопись упоминает,что Олег действовал в интересах малолетнего сына Рюрика - Игоря. Можно предположить, что богатый торговый Новгород с его развитой вечевой традицией не устраивал варягов.А вот Киев после убийства Олегом Аскольда и Дира пришелся весьма кстати.
Он стоял на выгодном торговом пути гораздо ближе к Константинополю, чем Новгород. И так он стал "матерью городов русских" и дал название новому государству - Киевской Руси. Значение этого события в появлении на карте мира государства Киевская Русь.
Само происхождение названия "русь" весьма спорно. Многие историки придерживаются мнения, что таким образом называли варягов, затем название распространилось на весь народ. Это слово можно встретить в византийских,арабских источниках.Оттуда оно пошло кочевать по Европе.
Кстати, варяги называли русь - " гарадарика", страна городов. Все вышеизложенное свидетельствует о международном признании Руси.