В 15-16-м вв. строительство было преимущественно из дерева, но его принципы применялись и в каменном зодчестве. Восстанавливались укрепления, крепости, в городах Руси строились кремли.
Архитектура Руси 16-го в. была богата на выдающиеся сооружения церковного зодчества.
Одними из таких сооружений считаются церковь Вознесения в с. Коломенском (1532) и храм Василия Блаженного в Москве (1555-1560). Многие возведенные церкви и храмы относятся к распространенному в то время (характерному для деревянных храмов Древней Руси) шатровому стилю.
Под руководством Федора Коня была возведена самая мощная крепость (в Смоленске) и окружен стенами и башнями Белый город в Москве.
Живопись
К живописи 16-го в. в России относится главным образом иконопись. Стоглавый собор принял в качестве канона в церковной живописи работы А. Рублева.
Ярчайшим памятником иконописи стала «Церковь воинствующая». Икона создавалась в честь взятия Казани, она трактует описанное событие как победу православия. В росписи Золотой палаты Московского Кремля чувствовалось влияния Запада. При этом церковь была противником проникновения жанровой и портретной живописи в церковную.
Типография
В 16-м в. на Руси появилась первая типография, началось книгопечатание. Теперь многочисленные документы, приказы, законы, книги могли быть напечатаны, хоть их стоимость и превышала рукописную работу.
Первые книги напечатаны в 1553-1556 гг. «анонимной» московской типографией. Первое точно датированное издание относится к 1564 г., напечатано оно Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем и называется «Апостол».
Литература
Перемены в политике, заключающиеся в становлении самодержавия, стимулировали идейную борьбу, которая расцвету публицистики. Литература Руси 16-го в. включает в себя «Истории о казанском царстве», «Сказание о князьях владимирских», 12-томник «Великие Четьи-Минеи», содержащий все чтимые на Руси произведения для домашнего чтения (произведения, не вошедшие в популярный сборник, отошли на второй план).
Мода
В 16-м в. на Руси простая по крою и форме одежда бояр приобрела необыкновенную эффектность и роскошь благодаря декоративным украшениям. Такие костюмы придавали образу пышность и величавость.
На огромной территории Руси проживали разные народы, поэтому одежда различалась в зависимости от местных традиций. Так, в северных регионах государства женский костюм состоял из рубахи, сарафана и кокошника, а в южных - из рубахи, кички и юбки-поневы.
Общим нарядом (усредненным) можно считать рубаху длиной до подола сарафана, распашной сарафан, кокошник и плетеную обувь. Мужской костюм: длинная рубаха из домотканого полотна (до середины бедра или до колен), порты (узкие и плотно облегающие ноги). При этом особых различий в стиле одежды знати и крестьян не наблюдалось.
Начавшийся подъем хозяйства, переселение людей на территорию Северо-Восточной Руси и складывание великорусской народности объединению земель в единое государство.
Московское княжество, ставшее самостоятельным в 1276 г., при младшем сыне Александра Невского князе Данииле Александровиче (1276—1303), родоначальнике династии московских князей, стало претендовать на роль собирателя Русских земель. С присоединением к Москве отвоеванной у Рязанского княжества в 1300 г. Коломны, в 1302 г. Переславля, в 1303 г. — Можайска территория Московского княжества увеличилась почти в два раза. Все течение Москва-реки оказалось во владении Московского княжества. Москва стала важным узловым пунктом водных и сухопутных торговых путей.
Основным соперником Москвы в борьбе за ярлык на великое княжение выступало Тверское княжество, образованное как самостоятельное в 1247 г. и бывшее крупным и сильным. Победителем в борьбе за ярлык на великое княжение в 1303 г. после смерти Даниила Александровича оказался тверской князь Михаил Ярославич получивший в 1304 г. в Орде ярлык на Владимирское княжение и княживший до 1319 г. После его казни в Орде в 1318 г. Московский князь Юрий Данилович впервые получил ярлык на великое княжение, но в 1325 г. московский князь был убит в Орде сыном тверского князя Михаила Ярославича — Дмитрием Московский престол в 1325 г. перешел к его брату — Ивану I Калита (ок. 1295—1341), воспользоваться восстанием тверичан против татар в 1327 г. чтобы получить ярлык на великое княжение. Калита в 1328 г. получил ярлык. За отказ Новгорода в 1332 г. дать в счет дани дополнительно серебра он занял Торжок и опустошил часть Новгородской земли. В 1337 г. после временного примирения с тверчанами Иван Калита направил войско на Заволоцкие земли Великого Новгорода, чем закрепил присоединение Торжка к Москве. Борьба с Тверским княжеством была длительной и непримиримой до полной потери самостоятельности Твери в 1485 г.
Однако заслуга Ивана Калиты — право самому собирать дань со всех внешних и удельных княжеств и отчитываться перед золотоордынским ханом. Пользуясь доверием хана. Упрочение экономических отношений Руси с Ордой прекращению монголо-татарских набегов на Русские земли с 1328 по 1368 гг.
Архитектура
В 15-16-м вв. строительство было преимущественно из дерева, но его принципы применялись и в каменном зодчестве. Восстанавливались укрепления, крепости, в городах Руси строились кремли.
Архитектура Руси 16-го в. была богата на выдающиеся сооружения церковного зодчества.
Одними из таких сооружений считаются церковь Вознесения в с. Коломенском (1532) и храм Василия Блаженного в Москве (1555-1560). Многие возведенные церкви и храмы относятся к распространенному в то время (характерному для деревянных храмов Древней Руси) шатровому стилю.
Под руководством Федора Коня была возведена самая мощная крепость (в Смоленске) и окружен стенами и башнями Белый город в Москве.
Живопись
К живописи 16-го в. в России относится главным образом иконопись. Стоглавый собор принял в качестве канона в церковной живописи работы А. Рублева.
Ярчайшим памятником иконописи стала «Церковь воинствующая». Икона создавалась в честь взятия Казани, она трактует описанное событие как победу православия. В росписи Золотой палаты Московского Кремля чувствовалось влияния Запада. При этом церковь была противником проникновения жанровой и портретной живописи в церковную.
Типография
В 16-м в. на Руси появилась первая типография, началось книгопечатание. Теперь многочисленные документы, приказы, законы, книги могли быть напечатаны, хоть их стоимость и превышала рукописную работу.
Первые книги напечатаны в 1553-1556 гг. «анонимной» московской типографией. Первое точно датированное издание относится к 1564 г., напечатано оно Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем и называется «Апостол».
Литература
Перемены в политике, заключающиеся в становлении самодержавия, стимулировали идейную борьбу, которая расцвету публицистики. Литература Руси 16-го в. включает в себя «Истории о казанском царстве», «Сказание о князьях владимирских», 12-томник «Великие Четьи-Минеи», содержащий все чтимые на Руси произведения для домашнего чтения (произведения, не вошедшие в популярный сборник, отошли на второй план).
Мода
В 16-м в. на Руси простая по крою и форме одежда бояр приобрела необыкновенную эффектность и роскошь благодаря декоративным украшениям. Такие костюмы придавали образу пышность и величавость.
На огромной территории Руси проживали разные народы, поэтому одежда различалась в зависимости от местных традиций. Так, в северных регионах государства женский костюм состоял из рубахи, сарафана и кокошника, а в южных - из рубахи, кички и юбки-поневы.
Общим нарядом (усредненным) можно считать рубаху длиной до подола сарафана, распашной сарафан, кокошник и плетеную обувь. Мужской костюм: длинная рубаха из домотканого полотна (до середины бедра или до колен), порты (узкие и плотно облегающие ноги). При этом особых различий в стиле одежды знати и крестьян не наблюдалось.
Начавшийся подъем хозяйства, переселение людей на территорию Северо-Восточной Руси и складывание великорусской народности объединению земель в единое государство.
Московское княжество, ставшее самостоятельным в 1276 г., при младшем сыне Александра Невского князе Данииле Александровиче (1276—1303), родоначальнике династии московских князей, стало претендовать на роль собирателя Русских земель. С присоединением к Москве отвоеванной у Рязанского княжества в 1300 г. Коломны, в 1302 г. Переславля, в 1303 г. — Можайска территория Московского княжества увеличилась почти в два раза. Все течение Москва-реки оказалось во владении Московского княжества. Москва стала важным узловым пунктом водных и сухопутных торговых путей.
Основным соперником Москвы в борьбе за ярлык на великое княжение выступало Тверское княжество, образованное как самостоятельное в 1247 г. и бывшее крупным и сильным. Победителем в борьбе за ярлык на великое княжение в 1303 г. после смерти Даниила Александровича оказался тверской князь Михаил Ярославич получивший в 1304 г. в Орде ярлык на Владимирское княжение и княживший до 1319 г. После его казни в Орде в 1318 г. Московский князь Юрий Данилович впервые получил ярлык на великое княжение, но в 1325 г. московский князь был убит в Орде сыном тверского князя Михаила Ярославича — Дмитрием Московский престол в 1325 г. перешел к его брату — Ивану I Калита (ок. 1295—1341), воспользоваться восстанием тверичан против татар в 1327 г. чтобы получить ярлык на великое княжение. Калита в 1328 г. получил ярлык. За отказ Новгорода в 1332 г. дать в счет дани дополнительно серебра он занял Торжок и опустошил часть Новгородской земли. В 1337 г. после временного примирения с тверчанами Иван Калита направил войско на Заволоцкие земли Великого Новгорода, чем закрепил присоединение Торжка к Москве. Борьба с Тверским княжеством была длительной и непримиримой до полной потери самостоятельности Твери в 1485 г.
Однако заслуга Ивана Калиты — право самому собирать дань со всех внешних и удельных княжеств и отчитываться перед золотоордынским ханом. Пользуясь доверием хана. Упрочение экономических отношений Руси с Ордой прекращению монголо-татарских набегов на Русские земли с 1328 по 1368 гг.