этническая казахстана крайне сложна. на протяжении веков здесь перекрещивались судьбы множества племен и народов. в xv-xvi вв. в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории в тех пределах, в которых размещались казахи в последующие века.
этническую основу казахской народности составили многочисленные разноязыкие в прошлом племена и народы - от саков, усуней, канпоев, хунну, тюрков, тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков до найманов, аргынов, кереев, конгратов, джалаиров, дулатов и многих других, живших в разное время на территории казахстана.
истоки образования казахской народности восходят к глубокой древности - эпохе разложения первобытнообщинного строя. сложение на территории казахстана в разные периоды крупных этнических и этнополитических общностей и в конечном итоге - казахской народности обусловлены развитием и взаимосвязью кочевого скотоводства, оседлого земледелия и городской культуры. этнические процессы также определялись важнейшими политическими событиями древности и средневековья, происходившими в этом регионе.
в формировании казахской народности выделяется несколько этапов. на протяжении длительного периода сохранялся европеоидный тип населения, который со временем изменился в сторону монголоидности. ираноязычность древних племен постепенно уступала место тюркоязычности более поздних жителей данной территории. например, европеоидный облик андроновских племен индоиранцев эпохи бронзы унаследовали племена саков и савроматов, живших в век раннего железа.
решающий этап в этнических процессах в казахстане связан с массовым расселением тюрков на его территории с середины i тыс. н. э. тюрки, смешиваясь с потомками древних саков, сарматов, усуней, канпоев, изменили этнодемографическую обстановку на землях казахстана.
в начале xiii в. в восточный и юго-восточный казахстан переместились из монголии и алтая под давлением чингис-хана найманы и кереиты.
в это время в условиях многоукладного хозяйства кочевого и полукочевого скотоводства и оседлого земледелия и городской культуры, государственного образования с большей или меньшей степенью стабильности, сложения языковой культурно-бытовой общности происходила этническая консолидация населения.
постепенно восстанавливалась хозяйственная жизнь. стали возрождаться города на юге казахстана, очаги земледелия в былых зонах оседлой культуры, расширялся товарообмен, восстанавливались хозяйственные контакты населения различных областей. эти процессы связаны с образования и укрепления государств ак-орды, ханства абулхаира, ногайской орды и могулистана. в этих государствах появились более благоприятные, чем в монгольских улусах, условия для политического, хозяйственного и социального развития населения восточного дешт-и кыпчака и семиречья, взаимообщения и взаимодействия его во всех формах общественной жизни. политически объединив этнические территории племен, небольшие улусы и владения, возникавшие в результате усобиц и войн, эти государства превратились в прочную, этнически обособленную государственную организацию, которая обеспечивала входившим в нее племенам и племенным объединениям территориальное и политическое единство, возможность развития , культуры, мирных контактов населения в различных районах казахстана.
в этот период завершается формирование казахской народности и состава племен казахских жузов. в xiv-xv вв. продолжались многочисленные миграции, что дестабилизировало политическое положение и затрудняло этническую консолидацию населения обширной территории казахстана.
объединение во второй половине xv-xvi вв. основных этнических групп казахской народности и ее этнической территории в казахское ханство ускорило процесс завершения формирования народа. впервые после монгольского завоевания были объединены в одно государство почти все тюркские роды и племена восточного дешт-и кыпчака, семиречья и туркестана.
проблема этнической общности населения казахстана и остальной территории расселения казахского этноса имеет свои особенности. на территории южного казахстана и юго-западного семиречья издавна был стык двух крупных этнополитических общностей древнего казахстана - кыпчакского союза племен в центральном, северном и южном казахстане и усуньского союза племен в юго-восточном казахстане, ставших основой среднего и старшего жузов казахов. их этнические территории простирались к северу и северо-востоку от бассейна средней сырдарьи и каратау. от низовий сырдарьи на северо-запад и на север простирались земли казахского младшего жуза.
меркантилизм— система доктрин, выдвигавшихся авторами трактатов xv—xviii вв., обосновывавших необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в основном, в форме протекционизма — установления высоких импортных пошлин, выдачи субсидий национальным производителям и т. д. термин был предложен смитом критиковавшим труды меркантилистов. смит утверждал, что меркантилисты, которые в большинстве своём являлись -практиками, отстаивали интересы торгово-монополистических институтов: ост-индской компании и др. однако впоследствии такая трактовка была оспорена. по мнению ч. уилсона, в конце xvii века в в выработке меркантилистских законов участвовал более широкий круг людей, чем только купцы и промышленники. как на результат меркантилистской политики этот автор указывает, помимо удовлетворения интересов купцов и промышленников, также на увеличение занятости, на снятие предпосылок для спекуляций на продовольствии, на увеличение поступлений в госбюджет и на национальной безопасности
протекциони́зм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. такая политика способствует развитию национального производства.
в теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли — фритредерству, спор между этими двумя доктринами продолжается со времён смита. сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.
этапы формирования казахской народности
этническая казахстана крайне сложна. на протяжении веков здесь перекрещивались судьбы множества племен и народов. в xv-xvi вв. в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории в тех пределах, в которых размещались казахи в последующие века.
этническую основу казахской народности составили многочисленные разноязыкие в прошлом племена и народы - от саков, усуней, канпоев, хунну, тюрков, тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков до найманов, аргынов, кереев, конгратов, джалаиров, дулатов и многих других, живших в разное время на территории казахстана.
истоки образования казахской народности восходят к глубокой древности - эпохе разложения первобытнообщинного строя. сложение на территории казахстана в разные периоды крупных этнических и этнополитических общностей и в конечном итоге - казахской народности обусловлены развитием и взаимосвязью кочевого скотоводства, оседлого земледелия и городской культуры. этнические процессы также определялись важнейшими политическими событиями древности и средневековья, происходившими в этом регионе.
в формировании казахской народности выделяется несколько этапов. на протяжении длительного периода сохранялся европеоидный тип населения, который со временем изменился в сторону монголоидности. ираноязычность древних племен постепенно уступала место тюркоязычности более поздних жителей данной территории. например, европеоидный облик андроновских племен индоиранцев эпохи бронзы унаследовали племена саков и савроматов, живших в век раннего железа.
решающий этап в этнических процессах в казахстане связан с массовым расселением тюрков на его территории с середины i тыс. н. э. тюрки, смешиваясь с потомками древних саков, сарматов, усуней, канпоев, изменили этнодемографическую обстановку на землях казахстана.
в начале xiii в. в восточный и юго-восточный казахстан переместились из монголии и алтая под давлением чингис-хана найманы и кереиты.
в это время в условиях многоукладного хозяйства кочевого и полукочевого скотоводства и оседлого земледелия и городской культуры, государственного образования с большей или меньшей степенью стабильности, сложения языковой культурно-бытовой общности происходила этническая консолидация населения.
постепенно восстанавливалась хозяйственная жизнь. стали возрождаться города на юге казахстана, очаги земледелия в былых зонах оседлой культуры, расширялся товарообмен, восстанавливались хозяйственные контакты населения различных областей. эти процессы связаны с образования и укрепления государств ак-орды, ханства абулхаира, ногайской орды и могулистана. в этих государствах появились более благоприятные, чем в монгольских улусах, условия для политического, хозяйственного и социального развития населения восточного дешт-и кыпчака и семиречья, взаимообщения и взаимодействия его во всех формах общественной жизни. политически объединив этнические территории племен, небольшие улусы и владения, возникавшие в результате усобиц и войн, эти государства превратились в прочную, этнически обособленную государственную организацию, которая обеспечивала входившим в нее племенам и племенным объединениям территориальное и политическое единство, возможность развития , культуры, мирных контактов населения в различных районах казахстана.
в этот период завершается формирование казахской народности и состава племен казахских жузов. в xiv-xv вв. продолжались многочисленные миграции, что дестабилизировало политическое положение и затрудняло этническую консолидацию населения обширной территории казахстана.
объединение во второй половине xv-xvi вв. основных этнических групп казахской народности и ее этнической территории в казахское ханство ускорило процесс завершения формирования народа. впервые после монгольского завоевания были объединены в одно государство почти все тюркские роды и племена восточного дешт-и кыпчака, семиречья и туркестана.
проблема этнической общности населения казахстана и остальной территории расселения казахского этноса имеет свои особенности. на территории южного казахстана и юго-западного семиречья издавна был стык двух крупных этнополитических общностей древнего казахстана - кыпчакского союза племен в центральном, северном и южном казахстане и усуньского союза племен в юго-восточном казахстане, ставших основой среднего и старшего жузов казахов. их этнические территории простирались к северу и северо-востоку от бассейна средней сырдарьи и каратау. от низовий сырдарьи на северо-запад и на север простирались земли казахского младшего жуза.
это информация не ценная, надеюсь .
меркантилизм— система доктрин, выдвигавшихся авторами трактатов xv—xviii вв., обосновывавших необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в основном, в форме протекционизма — установления высоких импортных пошлин, выдачи субсидий национальным производителям и т. д. термин был предложен смитом критиковавшим труды меркантилистов. смит утверждал, что меркантилисты, которые в большинстве своём являлись -практиками, отстаивали интересы торгово-монополистических институтов: ост-индской компании и др. однако впоследствии такая трактовка была оспорена. по мнению ч. уилсона, в конце xvii века в в выработке меркантилистских законов участвовал более широкий круг людей, чем только купцы и промышленники. как на результат меркантилистской политики этот автор указывает, помимо удовлетворения интересов купцов и промышленников, также на увеличение занятости, на снятие предпосылок для спекуляций на продовольствии, на увеличение поступлений в госбюджет и на национальной безопасности
протекциони́зм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. такая политика способствует развитию национального производства.
в теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли — фритредерству, спор между этими двумя доктринами продолжается со времён смита. сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.