сравните процессы единых государств в Италии и Германии (наиболее активные участники, лидеры форма и средства борьбы за объединения; ключевые события; итоги). В чем заключались особенности? Были ли общие черты?
Шведские, норвежские и датские викинги, которые двигались на запад, известны по латинским источникам под именем норманнов (лат. Normanni). Точный этнический состав викингов в Восточной Европе (в балтийских землях и на Руси) неизвестен, но европейские историки предполагают, что это могли быть шведы[1]. В русских летописях они были известны как варяги.
Письменная культура народов Скандинавии сформировалась только после прихода христианства, то есть уже на закате эпохи викингов, поэтому большая часть истории викингов не имеет письменных источников[2]. Некоторое представление о жизни викингов дают скандинавские саги, однако подходить к этому источнику следует с осторожностью, ввиду, зачастую, позднейшего времени их составления и записи. Сведения о викингах-русах содержатся в арабских источниках IX—XI веков.
Как правило, в скандинавских хрониках термин «викинг», в его сегодняшнем понимании, не использовался и характеризовал скорее социальное явление, когда безземельные бонды (свободные люди, не принадлежавшие к знати)
Письменная культура народов Скандинавии сформировалась только после прихода христианства, то есть уже на закате эпохи викингов, поэтому большая часть истории викингов не имеет письменных источников[2]. Некоторое представление о жизни викингов дают скандинавские саги, однако подходить к этому источнику следует с осторожностью, ввиду, зачастую, позднейшего времени их составления и записи. Сведения о викингах-русах содержатся в арабских источниках IX—XI веков.
Как правило, в скандинавских хрониках термин «викинг», в его сегодняшнем понимании, не использовался и характеризовал скорее социальное явление, когда безземельные бонды (свободные люди, не принадлежавшие к знати)
Отсчет отечественной истории суда и развития правосудия следует вести со
времени возникновения государственности на Руси. Древнейшее русское право
складывалось в IX–X вв. Вопрос о существовании письменных русских законов в X в.
пока остается спорным, но такую возможность не исключают тексты русско-
византийских договоров. Самыми ранними отечественными правовыми памятниками
являются договоры Руси с Византийской империей, заключенные князем Олегом в 911
г., князем Игорем в 944 г. и князем Святославом в 971 г. Они были написаны в
Византии, а затем переведены на русский язык и включены в «Повесть временных лет».
Изучение этих договоров имеет более чем двухсотлетнюю историю, однако единства
мнения среди ученых относительно места и времени их перевода до сих пор нет. Одни
считают, что славянские переводы договоров современны их греческим оригиналам,
другие полагают, что они были сделаны только в XI в.
Несмотря на то, что эти документы были составлены в Византии, в их
содержании явно превалируют интересы русской стороны, что определялось
политической обстановкой, в которой они были написаны. Древнерусское государство
в X в. играло серьезную роль в международных отношениях. Русско-византийские
договоры свидетельствуют о серьезной роли Руси в тогдашних международных
отношениях и в первую очередь являются источниками международного права. Вместе
с тем они содержат ряд интересных положений, относящихся к уголовному,
гражданскому праву и системе судопроизводства, в значительной степени
основывающихся на русских законах и обычаях. Все договоры относятся к периоду
формирования на Руси феодальных отношений и системы норм феодального права.
Наибольшую ценность в юридическом плане представляют договоры 911 и 944 гг.
(договор 971 г. невелик по объему и дает мало материала). Сравнение их текстов
показывает явный прогресс в развитии институтов феодального права. Особый интерес
представляют ссылки в договорах на «Закон Русский». В XI в., после принятия Древней
Русью христианства, он был использован при составлении «Русской правды» –
древнейшего письменного свода законов восточных славян.
Если говорить непосредственно о судебной власти, то точная дата ее образования
на Руси, и тем более ее юридического оформления, на сегодняшний день наукой не
установлена. В Древнерусском государстве судебные и административные функции
разделены не были. Возникающие в обществе конфликты первоначально разрешались
авторитетными лицами общины, а впоследствии эти функции стали прерогативой
князя, который вершил суд и чинил расправу на основании норм, включавших обычаи,
традиции, а также правила поведения, установленные религией и моралью.
В эпоху Киевской Руси главным судьей являлся непосредственно великий князь
Киевский, который решал дела единолично или совместно с Советом дружины, а если
считал необходимым, то мог обратиться и к городскому вечу.
После принятия христианства произошло разделение компетенции между
княжескими и церковными судами. Об этом четко прописано в Уставе князя
Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных: «Митрополичьих
людей и всех причетников церковных, аще кто внидет в вину, судити тех митрополиту