Требования реформы церкви. Борьба немецкого народа против феодального строя началась с выступления против его главной опоры — католической церкви. В Германии все требовали реформы (переустройства) церкви. При этом каждая группа населения добивалась своих целей.
Богатым горожанам католическая церковь с ее пышным богослужением и многочисленными религиозными праздниками казалась слишком дорогой. Городские богачи хотели уменьшить поборы на содержание служителей церкви и мечтали поживиться за счет ее богатств. Они презирали ленивых монахов и хотели закрыть монастыри. Зажиточные горожане требовали «дешевой церкви».
Крестьяне и городские бедняки не только боролись против католической церкви, но хотели уничтожить всех феодальных угнетателей.
Даже многие феодалы выступали за реформу церкви. Используя всеобщее недовольство, они стремились отобрать у духовенства его земли и богатства. Князья хотели, чтобы церковь в каждом княжестве подчинялась не папе, а князю. С церкви они смогли бы еще сильнее угнетать народ и укрепить свою власть. Рыцари мечтали захватить церковные земли.
2. «Удар молнии в бочку с порохом». Наступил 1517 год... Папа вновь послал в Германию монахов с ворохом индульгенций. Нередко на рыночной площади можно было слышать зычный голос: «Гоните монету ваших родных и близких! Как только на дне моей кружки зазвенит монета, душа грешника окажется в раю».
Против бессовестной продажи индульгенций выступил ученый монах Мартин Лютер, профессор университета в городе Bum-тенберге. Он вывесил на дверях университетской церкви свое
223обращение к верующим — «95 тезисов». В нем Лютер осуждал торговлю индульгенциями и вызывал на спор всех, кто с ним не согласен. Выступление Лютера всколыхнуло всю страну. По словам Ф. Энгельса, оно было подобно «удару молнии в бочку с порохом».
Лютер выражал интересы богатых горожап, добивавшихся «дешевой церкви». Вскоре он заявил, что церковь может существовать и без папы, а также выразил согласие со многими выводами в учении Яна Гуса. Лютер предложил не посылать больше денег в Рим и призвал к решительной борьбе против римского папы.
Когда весть о выступлении Лютера дошла до Рима, папа обвинил в ереси «дерзкого вит-тенбергского монаха». Он прислал грамоту, в которой предал Лютера проклятию. Но почти нигде не удавалось ее отпечатать, папских послов всюду встречали угрозами и насмешками. Поддержка народа придала Лютеру смелости: он объявил самого папу еретиком и в присутствии студентов университета сжег папскую грамоту на костре. Этим он окончательно порвал с католической церковью.
Император вызвал Лютера на съезд князей, представителей рыцарей и городов. Когда Лютер появился перед этим собранием, от него решительно потребовали отречься от своих взглядов. Но он занял твердую позицию и заявил: «На этом я стою и не могу иначе!» Император попытался арестовать Лютера, но 300 рыцарей встали на его защиту, а один из князей спрятал его в своем замке.
Выступление Лютера было началом реформации — борьбы за переустройство (реформу) церкви. В реформации приняли участие большинство горожан, крестьян, рыцарей и часть князей.
Но скоро богатые горожане испугались нараставшего в стране народного движения. Лютер стал призывать народ подчиняться любой, даже самой жестокой власти.
3. Мюнцер поднимает народ на борьбу. Вождем народного движения был Томас Мюнцер (1493—1525). В молодости Мюнцер много учился. Он был высокообразованным для того времени человеком. Чтобы открыто выступать перед народом, он стал священником. Всю свою короткую жизнь Мюнцер прожил среди трудового народа и хорошо знал его горести и надежды.
224
Рис. 128. Мартип Лютер. Гравюра XVI века.Рис. 129. Лютер сжигает папскую грамоту в Виттенберге.
Гравюра XVII века.
Борьбу против католической церкви Мюнцер начал раньше Лютера. Он клеймил позором священников, которые думали только о наполнении своих карманов. Когда началась реформация, Мюнцер поддержал Лютера. Но вскоре он стал осуждать Лютера, называл его «тихоходом» и «обманщиком» за то, что Лютер боялся революционной борьбы народа. «Если сторонники Лютера не хотят идти дальше нападок на попов и монахов, то им не следовало и браться за дело»,— утверждал Мюнцер.
Мюнцер горел ненавистью ко всем угнетателям народа — князьям, рыцарям, богатым горожанам. Он выступал перед толпами крестьян и городских бедняков с призывами уничтожить феодальный строй и вооруженной борьбой установить такой порядок, при котором не будет ни бедных, ни богатых. «Вся власть должна быть отдана трудовому народу»,— не раз говорил Мюнцер. Он заявлял, что будет продолжать дело таборитов.
Внешняя политика Бориса Годунова была в целом успешной, но не яркой. Не было громких походов и побед, за которые его могли бы восхвалять. Во внутренней политике Борис Годунов пытался справиться с текущими проблемами, но не смог этого сделать. Главной причиной стал неурожай, который от правителя не зависел. Его никто и не винил в неумении управлять, но считали, что неурожай случился из-за того, что царь взошёл на престол незаконно.
1Вопрос. Какие новые черты в государственной жизни появились при Борисе Годунове?
ответ. Новые черты:
1) указ об урочных летах стал постоянным (крестьянам окончательно запрещалось переходить к другим помещиками);
2) розыск сбежавших от помещика крестьян разрешался в течении пяти лет;
3) Русская православная церковь стала независимой от Константинополя, в Москве появился свой патриарх;
4) больше влияния получил Земский собор, который избрал Бориса Годунова на царство.
Вопрос. Каковы были причины появления первого самозванца?
ответ. Причины:
1) прекращение династии Рюриковичей, незаконность в глазах многих подданных власти Бориса Годунова;
2) не до конца преодолённая разруха в результате правления Ивана Грозного;
Богатым горожанам католическая церковь с ее пышным богослужением и многочисленными религиозными праздниками казалась слишком дорогой. Городские богачи хотели уменьшить поборы на содержание служителей церкви и мечтали поживиться за счет ее богатств. Они презирали ленивых монахов и хотели закрыть монастыри. Зажиточные горожане требовали «дешевой церкви».
Крестьяне и городские бедняки не только боролись против католической церкви, но хотели уничтожить всех феодальных угнетателей.
Даже многие феодалы выступали за реформу церкви. Используя всеобщее недовольство, они стремились отобрать у духовенства его земли и богатства. Князья хотели, чтобы церковь в каждом княжестве подчинялась не папе, а князю. С церкви они смогли бы еще сильнее угнетать народ и укрепить свою власть. Рыцари мечтали захватить церковные земли.
2. «Удар молнии в бочку с порохом». Наступил 1517 год... Папа вновь послал в Германию монахов с ворохом индульгенций. Нередко на рыночной площади можно было слышать зычный голос: «Гоните монету ваших родных и близких! Как только на дне моей кружки зазвенит монета, душа грешника окажется в раю».
Против бессовестной продажи индульгенций выступил ученый монах Мартин Лютер, профессор университета в городе Bum-тенберге. Он вывесил на дверях университетской церкви свое
223обращение к верующим — «95 тезисов». В нем Лютер осуждал торговлю индульгенциями и вызывал на спор всех, кто с ним не согласен. Выступление Лютера всколыхнуло всю страну. По словам Ф. Энгельса, оно было подобно «удару молнии в бочку с порохом».
Лютер выражал интересы богатых горожап, добивавшихся «дешевой церкви». Вскоре он заявил, что церковь может существовать и без папы, а также выразил согласие со многими выводами в учении Яна Гуса. Лютер предложил не посылать больше денег в Рим и призвал к решительной борьбе против римского папы.
Когда весть о выступлении Лютера дошла до Рима, папа обвинил в ереси «дерзкого вит-тенбергского монаха». Он прислал грамоту, в которой предал Лютера проклятию. Но почти нигде не удавалось ее отпечатать, папских послов всюду встречали угрозами и насмешками. Поддержка народа придала Лютеру смелости: он объявил самого папу еретиком и в присутствии студентов университета сжег папскую грамоту на костре. Этим он окончательно порвал с католической церковью.
Император вызвал Лютера на съезд князей, представителей рыцарей и городов. Когда Лютер появился перед этим собранием, от него решительно потребовали отречься от своих взглядов. Но он занял твердую позицию и заявил: «На этом я стою и не могу иначе!» Император попытался арестовать Лютера, но 300 рыцарей встали на его защиту, а один из князей спрятал его в своем замке.
Выступление Лютера было началом реформации — борьбы за переустройство (реформу) церкви. В реформации приняли участие большинство горожан, крестьян, рыцарей и часть князей.
Но скоро богатые горожане испугались нараставшего в стране народного движения. Лютер стал призывать народ подчиняться любой, даже самой жестокой власти.
3. Мюнцер поднимает народ на борьбу. Вождем народного движения был Томас Мюнцер (1493—1525). В молодости Мюнцер много учился. Он был высокообразованным для того времени человеком. Чтобы открыто выступать перед народом, он стал священником. Всю свою короткую жизнь Мюнцер прожил среди трудового народа и хорошо знал его горести и надежды.
224
Рис. 128. Мартип Лютер. Гравюра XVI века.Рис. 129. Лютер сжигает папскую грамоту в Виттенберге.
Гравюра XVII века.
Борьбу против католической церкви Мюнцер начал раньше Лютера. Он клеймил позором священников, которые думали только о наполнении своих карманов. Когда началась реформация, Мюнцер поддержал Лютера. Но вскоре он стал осуждать Лютера, называл его «тихоходом» и «обманщиком» за то, что Лютер боялся революционной борьбы народа. «Если сторонники Лютера не хотят идти дальше нападок на попов и монахов, то им не следовало и браться за дело»,— утверждал Мюнцер.
Мюнцер горел ненавистью ко всем угнетателям народа — князьям, рыцарям, богатым горожанам. Он выступал перед толпами крестьян и городских бедняков с призывами уничтожить феодальный строй и вооруженной борьбой установить такой порядок, при котором не будет ни бедных, ни богатых. «Вся власть должна быть отдана трудовому народу»,— не раз говорил Мюнцер. Он заявлял, что будет продолжать дело таборитов.
1Вопрос. Какие новые черты в государственной жизни появились при Борисе Годунове?
ответ. Новые черты:
1) указ об урочных летах стал постоянным (крестьянам окончательно запрещалось переходить к другим помещиками);
2) розыск сбежавших от помещика крестьян разрешался в течении пяти лет;
3) Русская православная церковь стала независимой от Константинополя, в Москве появился свой патриарх;
4) больше влияния получил Земский собор, который избрал Бориса Годунова на царство.
Вопрос. Каковы были причины появления первого самозванца?
ответ. Причины:
1) прекращение династии Рюриковичей, незаконность в глазах многих подданных власти Бориса Годунова;
2) не до конца преодолённая разруха в результате правления Ивана Грозного;
3) неурожаи 1601-1603 годов и голод;
4) энергия и везение самого Лжедмитрия I.