19 февраля 1651 года утвердил единогласное чтение (единогласие) обязательным для всей Русской Церкви. Это событие положило начало церковной реформы патриарха Никона.В середине 17 века царь Алексей Михайлович Тишайший и патриарх Никон провели реформу, которая привела к расколу Русской церкви.
Реформа заключалась в унификации и ряде нововведений в обрядах и устранении разночтений в богословских книгах. Сейчас из 2018 года в стране, в которой Великий Пост собираются блюсти 11% населения, понять смысл и причины раскола сложно.
Реформа проводилась царём Алексеем Тишайшим и патриархом Никоном официальным путём через Соборы, соблюдая все формальности, с благородной идеей: привести русские церковные обряды, ритуалы, атрибуты и традиции в согласие с греческими, избавить от всех несоответствий, накопившихся в ней за века. Начать решили с богослужебных книг, в которых за несколько веков переписывания действительно накопилось немало ошибок, затем взялись за «неправильно написанные» иконы, неправильно сложенные пальцы при совершении крестного знамения и т.д. и т.п. В богослужебные тексты, например, в имя «Ісус» была добавлена ещё одна буква - «Іисус».
Казалось бы, в чём проблема? Все происходит в полнейшем соответствии с сложившейся веками церковной практикой, традициями и не может вызвать никаких нареканий. Внесли какие-то изменения в книги, сказали, что креститься надо не двумя, а тремя перстами, не земные поклоны бить, а поясные, не такие уж и изменения.
Большинство населения признало реформы с пониманием и покорностью. Но некоторые начали подавать царю челобитные, умоляя защитить Церковь. Никона называли изменником и антихристом. Общество оказалось на грани новой Смуты.
Патриарх Никон принял свои меры – репрессии противников. Лишения сана, ссылки в дальние обители, всё как полагается. Некоторые раскольники подчинились и принесли покаяние в своих заблуждениях, другие же остались непримиримыми. Их духовным лидером был протопоп Аввакум. 23 мая 1666 года по решению Собора святой православной церкви он был расстрижен и предан анафеме. Это событие считается началом церковного раскола на Руси. Протопопа Аввакума сослали, заточили в тюрьму, и, наконец, казнили.
Для русского человека 17 века только точное следование обрядам было крайне важным. Поэтому смена обряда вызывала непонимание, сопротивление, боязнь прямой дорога в ад.
Например, во время крестного хода старообрядцы ходят вокруг храма по солнцу, т.е. по часовой стрелке, а православные против солнца. Но Христос есть солнце праведное, ходить против солнца - значит идти против Христа.
Крестное знамение у староверов, так называемое двуперстие (в отличии от троеперстия , которое используют православные).
А. Символизирует две природы Христа (Бог и человек)
В. Символизирует Троицу (Отец, Сын и Дух Святой)
Осеняя себя крестом старообрядец изображают распятие только Христа, а не распинают всю Троицу. Опять же оставляя два пальца «праздными», никониане, по мнению старообрядцев «упразднил» Христа.
Никониане же назвали двуперстное крестное знамение как «чёртово предание», «кукиш», «демоносидение», арианство, несторианство, македонианство, «армянское и латинское повеление» и др.
8 лет (до 1676) длилась осада Соловецкого монастыря, ставшего оплотом старообрядчества. По взятии обители виновники бунта были наказаны, изъявившие покорность Церкви и царю — прощены и оставлены в прежнем положении.
В 1682 году стрелецкий бунт начальством князя Хованского возник в самой Москве, так называемая Хованщина. Старообрядцы предлагали открытый теологический диспут между апологетами новой и старой веры, который должен быть проведён в присутствии всего народа.
Диспут о вере состоялся в Кремле (хоть и без народа). Официальную церковь представлял патриарх Иоаким, старообрядческую — Никита Пустосвят. Спор свёлся ко взаимному обвинению сторон в ереси, в конце концов, до рукоприкладства дело не дошло. Старообрядцы покинули Кремль с поднятой головой и на Красной площади объявили всенародно о своей полной победе. Но стрельцы отступились от старообрядцев, обвинив их в смуте и желании восстановить их против царей, а вечером этого же дня расправились с Никитой Пустосвятом, обезглавив его. Хованский едва успел остальных старообрядцев, которым он ранее гарантировал безопасность.
На это активная фаза Раскола завершилась, но отглоски слышны до сих пор
РПЦ признает вину, за содеянное насилие (ложь, клевету, пытки и убийства) перед старообрядцами, претерпевших за их любовь к преданию, принятому от благочестивых предков, за ревностное хранение его; и просит прощение за обиды и насилие, совершенное как властями, так и священством
19 февраля 1651 года утвердил единогласное чтение (единогласие) обязательным для всей Русской Церкви. Это событие положило начало церковной реформы патриарха Никона.В середине 17 века царь Алексей Михайлович Тишайший и патриарх Никон провели реформу, которая привела к расколу Русской церкви.
Реформа заключалась в унификации и ряде нововведений в обрядах и устранении разночтений в богословских книгах. Сейчас из 2018 года в стране, в которой Великий Пост собираются блюсти 11% населения, понять смысл и причины раскола сложно.
Реформа проводилась царём Алексеем Тишайшим и патриархом Никоном официальным путём через Соборы, соблюдая все формальности, с благородной идеей: привести русские церковные обряды, ритуалы, атрибуты и традиции в согласие с греческими, избавить от всех несоответствий, накопившихся в ней за века. Начать решили с богослужебных книг, в которых за несколько веков переписывания действительно накопилось немало ошибок, затем взялись за «неправильно написанные» иконы, неправильно сложенные пальцы при совершении крестного знамения и т.д. и т.п. В богослужебные тексты, например, в имя «Ісус» была добавлена ещё одна буква - «Іисус».
Казалось бы, в чём проблема? Все происходит в полнейшем соответствии с сложившейся веками церковной практикой, традициями и не может вызвать никаких нареканий. Внесли какие-то изменения в книги, сказали, что креститься надо не двумя, а тремя перстами, не земные поклоны бить, а поясные, не такие уж и изменения.
Большинство населения признало реформы с пониманием и покорностью. Но некоторые начали подавать царю челобитные, умоляя защитить Церковь. Никона называли изменником и антихристом. Общество оказалось на грани новой Смуты.
Патриарх Никон принял свои меры – репрессии противников. Лишения сана, ссылки в дальние обители, всё как полагается. Некоторые раскольники подчинились и принесли покаяние в своих заблуждениях, другие же остались непримиримыми. Их духовным лидером был протопоп Аввакум. 23 мая 1666 года по решению Собора святой православной церкви он был расстрижен и предан анафеме. Это событие считается началом церковного раскола на Руси. Протопопа Аввакума сослали, заточили в тюрьму, и, наконец, казнили.
Для русского человека 17 века только точное следование обрядам было крайне важным. Поэтому смена обряда вызывала непонимание, сопротивление, боязнь прямой дорога в ад.
Например, во время крестного хода старообрядцы ходят вокруг храма по солнцу, т.е. по часовой стрелке, а православные против солнца. Но Христос есть солнце праведное, ходить против солнца - значит идти против Христа.
Крестное знамение у староверов, так называемое двуперстие (в отличии от троеперстия , которое используют православные).
А. Символизирует две природы Христа (Бог и человек)
В. Символизирует Троицу (Отец, Сын и Дух Святой)
Осеняя себя крестом старообрядец изображают распятие только Христа, а не распинают всю Троицу. Опять же оставляя два пальца «праздными», никониане, по мнению старообрядцев «упразднил» Христа.
Никониане же назвали двуперстное крестное знамение как «чёртово предание», «кукиш», «демоносидение», арианство, несторианство, македонианство, «армянское и латинское повеление» и др.
8 лет (до 1676) длилась осада Соловецкого монастыря, ставшего оплотом старообрядчества. По взятии обители виновники бунта были наказаны, изъявившие покорность Церкви и царю — прощены и оставлены в прежнем положении.
В 1682 году стрелецкий бунт начальством князя Хованского возник в самой Москве, так называемая Хованщина. Старообрядцы предлагали открытый теологический диспут между апологетами новой и старой веры, который должен быть проведён в присутствии всего народа.
Диспут о вере состоялся в Кремле (хоть и без народа). Официальную церковь представлял патриарх Иоаким, старообрядческую — Никита Пустосвят. Спор свёлся ко взаимному обвинению сторон в ереси, в конце концов, до рукоприкладства дело не дошло. Старообрядцы покинули Кремль с поднятой головой и на Красной площади объявили всенародно о своей полной победе. Но стрельцы отступились от старообрядцев, обвинив их в смуте и желании восстановить их против царей, а вечером этого же дня расправились с Никитой Пустосвятом, обезглавив его. Хованский едва успел остальных старообрядцев, которым он ранее гарантировал безопасность.
На это активная фаза Раскола завершилась, но отглоски слышны до сих пор
РПЦ признает вину, за содеянное насилие (ложь, клевету, пытки и убийства) перед старообрядцами, претерпевших за их любовь к преданию, принятому от благочестивых предков, за ревностное хранение его; и просит прощение за обиды и насилие, совершенное как властями, так и священством
Объяснение: