Ударственное право проникнуто идеей верховенства закона как основной характерной черты, присущей правовому государству. Великий князь обязуется соблюдать законы страны.
Демократизм государственного права проявляется во многих его нормах, закрепленных в принцип выборности монарха, ограничение его сласти законом, Радой и сеймом. Разработчики Статута 1566 г. сделали первые, но довольно значительные шаги по правовому закреплению принципа отделения суда от администрации, детально регламентировав порядок формирования и деятельность земских поветовых и подканцлерских судов. В Статуте 1588 г. этот принцип получил дальнейшее развитие в связи с закреплением статуса, порядка комплектования и компетенции Главного суда. Более того, уже в Статуте 1529 г. четко проводится мысль, что местные врадники (подвоевода, подстароста и др.) судебные функции должны осуществлять с участием избранных “двух земянинов, людей добрых а годных веры”, “а без тых панов земян присяжных, естли бы обеих небыло, тыды не мають наместникове ани маршалкове судити” (арт.2 разд. VI), т.е. принципы коллегиальности и участия населения в работе судов в качестве присяжных заседателей становятся в XVI в. основными общими принципами организации судебной власти.
Демократизм государственного права проявляется во многих его нормах, закрепленных в принцип выборности монарха, ограничение его сласти законом, Радой и сеймом. Разработчики Статута 1566 г. сделали первые, но довольно значительные шаги по правовому закреплению принципа отделения суда от администрации, детально регламентировав порядок формирования и деятельность земских поветовых и подканцлерских судов. В Статуте 1588 г. этот принцип получил дальнейшее развитие в связи с закреплением статуса, порядка комплектования и компетенции Главного суда. Более того, уже в Статуте 1529 г. четко проводится мысль, что местные врадники (подвоевода, подстароста и др.) судебные функции должны осуществлять с участием избранных “двух земянинов, людей добрых а годных веры”, “а без тых панов земян присяжных, естли бы обеих небыло, тыды не мають наместникове ани маршалкове судити” (арт.2 разд. VI), т.е. принципы коллегиальности и участия населения в работе судов в качестве присяжных заседателей становятся в XVI в. основными общими принципами организации судебной власти.