После смуты с 20-х по 50-е гг. 17 в. Россия восстанавливала разоренное хозяйство. Начинается активное освоение земель, производивших товарный хлеб, - Поволжья, Сибири, Черноземья.В основе социально-экономического развития России лежала политика дальнейшего укрепления феодально-крепостнического уклада. Соборным уложением 1649 г. были отменены «урочные лета», установлен бе сыск беглых крестьян и посадских людей. Это стало фактом окончательного закрепощения крестьян. Основой экономики аграрной России 17 в. становится барщина: работа крестьянина собственным инвентарем в хозяйстве феодала. Крестьяне были обязаны платить оброк или работать на барщине, т. е. находились в личной зависимости от феодала.В это время происходят изменения в правительственной политике:1682 г. - отмена местничества, стершая грани между сословными группами и в итоге объединившая дворянство;1649 г. - признание права наследственной передачи дворянского поместья при условии продолжения наследниками службы в государстве. Таким образом, были объединены две формы собственности - вотчина и поместье.В 17 в. происходит рост ремесленного производства, чему значительное совершенствование техники и возникновение новых производств: литейного, оружейного, медного. Появилась новая форма производства - мануфактура.Были внесены поправки в закон, стимулировавшие торговлю. Торговый устав 1653 г. установил единую торговую пошлину и отменил внутренние поборы с купцов. С этой же целью в 1667 г. был принят Новгородский устав, давший дополнительные льготы во внутренней торговле.Начинают складываться условия образования всероссийского рынка. Товарное производство и торговля становятся причиной возникновения и роста новых российских городов. К окончанию 17 в. Россия достигла высоких показателей в области производства и повышении жизненного уровня.Экономика России складывалась в противоречивых условиях борьбы феодально-крепостнических устоев и зарождающейся буржуазии.В политической жизни происходит переход к абсолютизму (концентрации власти). В 1649 г. принимается кодекс законов Российского государства - Соборное уложение. Две его главы посвящены защите прав и престижа царской власти и царского двора. Идет постепенный процесс передачи власти в руки самодержавия. Падают престиж и роль Земских соборов, которые решали вопросы внешней политики, финансов и налогов. С наступлением экономической и политической стабильности отпала необходимость в поддержке самодержавия различными слоями общества. Земский собор постепенно заменился Боярской думой. В 17 в. боярство перестало представлять царскую власть и вместе с дворянством перешло на государскую службу.Одна из характерных особенностей нарастающего абсолютизма - возникновение централизованного аппарата управления. В 17 в. в России существовала система приказов - учреждений, в которых отсутствовали единые принципы создания указов и распределения функций между ними. В 1654 г. создается Приказ тайных дел, занимающийся контролем над государственными учреждениями и служащими.В местном самоуправлении происходит концентрация власти в руках воевод, заменивших представителей выборных органов - приказчиков, старост. Уездная власть оказывается под жестким контролем.В середине 17 в. проведена реформа церкви, необходимость которой была вызвана стремлением к централизации русской православной церкви.Воссоединение с Украиной, укрепление связей с южнославянскими народами потребовали унификации обрядов и церковных книг. Преобразования патриарха Никона вызвали недовольство верующих, а попытки создания независимой от государства церкви, привели к разрыву с царем. В церкви произошел раскол, который приобрел характер оппозиционного противостояния. В 1666 г. Никон был низложен.
Новые явления характерные для русского
балетного и театрального искусства в начале 20 века:
1)
Балет. В начале 20 века русский балет занимал
лидирующие позиции на мировых подмостках. Классическая хореография наполнилась
новыми эстетическими требованиями – принципом живописности. Выдающимся
балетмейстером того времени был М.И. Петипа. Творческий взлет пережили молодые
постановщики А.А. Горский и М.И. Фокин. Декорации к их постановкам оформляли:
К.А. Коровин, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих. Известными артистами балета
были: А.Т. Павлова, Т.П. Карсавина, В.Ф. Нижинский и др.
2)
Театр. Театр еще долго находился в поиске, там
шла борьба за сценическую направленность. К.С. Станиславский будущее театра
видел в углубленном психологическом реализме, считал, что вся сила в искусстве
актерского перевоплощения. В.Э. Мейерхольд экспериментировал в использовании
элементов народного балагана и театра масок. Е.Б. Вахтангов делал зрелищные, радостные
спектакли.
Становилось очевидным, что театр будет жить в
сочетании разных видов творческой деятельности.