Готика как стиль была порождением совокупности общественных изменений эпохи, ее политических и идейных устремлений, выступавших в динамическом взаимодействии, возникла как результат их равнодействующей. Ни одно явление того времени, как бы значительно оно ни было, будь то «коммунальные революции» или борьба за упрочение центральной власти, папская теория, схоластика или рыцарская культура, массовые движения, изменение пространственных представлений или рост строительного мастерства, не может по отдельности объяснить происхождение и развитие готики.
Эпоха Гуптов в индийской истории отмечает переход от древности к средневековью. В III в. распадается государство Кушан, охватывавшее в пору расцвета всю западную половину Северной Индии, и государство Сатаваханов на Декане. Некоторое время в Индии существуют только государственные образования, имевшие местное значение. Но в начале IV в. сын мелкого удельного князя Чандрагупта объединил под своей властью значительную часть долины Ганга и сделал своей столицей древнюю Паталипутру. В 320 г. он объявил себя императором, приняв титул «великий царь над царями». Сын основателя династии Самудрагупта (ок. 330—380) стал самым могущественным государем в Индии того времени. На рубеже IV—V вв. империя Гуптов, расширив свои границы до Аравийского моря, достигла наибольшего блеска и могущества. Индийская легендарная традиция связывает с именем тогдашнего правителя державы Чандрагуптой II деятельность ряда крупных поэтов, в частности Калидасы, хотя на самом деле эти поэты не жили при дворе Чандрагупты II и не были даже его современниками. Гуптская эпоха сохраняла некоторые черты сходства с предшествующими периодами индийской истории, но вместе с тем имела и ряд важных отличий. Прежде всего, остался неизменным очаговый, или оазисный, тип расселения наиболее развитых индийских народов — носителей цивилизации. Крупная общность людей группировалась вокруг, городского центра, к окраинам этой области население становилось реже, далее шла зона, занятая лишь редкими группами отсталых племен; это были огромные лесные массивы или обширные пустынные области, отделявшие данный очаг цивилизации от соседних. В редких случаях одна такая общность непосредственно граничила с другой. Примечательно, что такое положение существовало в наиболее развитой части Индии — долине Ганга — еще в первой половине VII в. (по сведениям китайского путешественника Сюань Цзана). Лишь в немногих областях наряду с главным городом существовали один-два других, имевших второстепенное значение. Как и в древности, рядом с цивилизованными обществами существовали примитивные племена охотников и собирателей, некоторые из них лишь переходили к подсечно-огневому земледелию и скотоводству. Более развитые из племен достигали стадии разложения первобытно - общинного строя, военной демократии и в некоторых случаях создавали свои государственные образования. Такие племена представляли военную опасность для соседей, а иногда подчиняли себе развитые области. Достигнув уровня государственности и разделения на классы, эти народы включались в общее русло индийской цивилизации, границы которой постепенно расширялись: жители окраинных селении вырубали леса, поднимали целину и вытесняли отсталые племена из их прежних мест обитания. Часть этих племен подчинялась, пополняя социальные низы индийского общества. Но и развитые народы Индии существенно различались между собой по уровню социального устройства, особенностям хозяйства, культуры. Так, в степных и полупустынных районах Раджастхана и Синда большое значение имело скотоводство. Весь уклад жизни скотоводческих племен был иным, чем в обществах, основанных на развитом земледелии. В течение раннего средневековья из-за неумеренного выпаса скота большие площади в Раджастхане превратились в пустыню и роль скотоводства там упала. Некоторые скотоводческие племена известны также в западной части долины Ганга (например, ахиры): здесь пастбища постепенно сокращались по мере освоения территории земледельцами. С конца I тысячелетия до н. э. широкое распространение получили засухоустойчивые зерновые культуры — различные виды проса. Это позволило более активно осваивать саванны Декана, где есть хорошие, близкие по качеству к чернозему почвы, но выпадает мало осадков. Во влажных, достаточно обеспеченных осадками районах главной продовольственной культурой был рис. По большей части рисоводы ограничивались регулированием стока воды с полей во время дождливого сезона, но в ряде мест прибегали к строительству оросительных сооружений. В раннее средневековье отдельные ирригационные сооружения были построены в прибрежной полосе (Коромандельский берег) от устьев Годавари и Кришны до дельты р. Кавери. В районах со средней увлажненностью основной злаковой культурой была пшеница, а также ячмень, просо, бобовые. Кое-где в удобных для этого местах применялось искусственное орошение из арыков, прудов и колодцев, но если говорить об Индии в целом, то роль ирригации была очень невелика и земледелие было в основном
отмечает переход от древности к
средневековью. В III в. распадается
государство Кушан, охватывавшее в пору
расцвета всю западную половину Северной
Индии, и государство Сатаваханов на
Декане. Некоторое время в Индии
существуют только государственные
образования, имевшие местное значение.
Но в начале IV в. сын мелкого удельного
князя Чандрагупта объединил под своей
властью значительную часть долины Ганга
и сделал своей столицей древнюю
Паталипутру. В 320 г. он объявил себя
императором, приняв титул «великий царь
над царями». Сын основателя династии
Самудрагупта (ок. 330—380) стал самым
могущественным государем в Индии того
времени. На рубеже IV—V вв. империя
Гуптов, расширив свои границы до
Аравийского моря, достигла наибольшего
блеска и могущества. Индийская
легендарная традиция связывает с именем
тогдашнего правителя державы
Чандрагуптой II деятельность ряда крупных
поэтов, в частности Калидасы, хотя на
самом деле эти поэты не жили при дворе
Чандрагупты II и не были даже его
современниками.
Гуптская эпоха сохраняла некоторые черты
сходства с предшествующими периодами
индийской истории, но вместе с тем имела
и ряд важных отличий. Прежде всего,
остался неизменным очаговый, или
оазисный, тип расселения наиболее
развитых индийских народов — носителей
цивилизации. Крупная общность людей
группировалась вокруг, городского центра,
к окраинам этой области население
становилось реже, далее шла зона, занятая
лишь редкими группами отсталых племен;
это были огромные лесные массивы или
обширные пустынные области, отделявшие
данный очаг цивилизации от соседних. В
редких случаях одна такая общность
непосредственно граничила с другой.
Примечательно, что такое положение
существовало в наиболее развитой части
Индии — долине Ганга — еще в первой
половине VII в. (по сведениям китайского
путешественника Сюань Цзана). Лишь в
немногих областях наряду с главным
городом существовали один-два других,
имевших второстепенное значение.
Как и в древности, рядом с
цивилизованными обществами
существовали примитивные племена
охотников и собирателей, некоторые из них
лишь переходили к подсечно-огневому
земледелию и скотоводству. Более
развитые из племен достигали стадии
разложения первобытно - общинного строя,
военной демократии и в некоторых случаях
создавали свои государственные
образования. Такие племена представляли
военную опасность для соседей, а иногда
подчиняли себе развитые области.
Достигнув уровня государственности и
разделения на классы, эти народы
включались в общее русло индийской
цивилизации, границы которой постепенно
расширялись: жители окраинных селении
вырубали леса, поднимали целину и
вытесняли отсталые племена из их прежних
мест обитания. Часть этих племен
подчинялась, пополняя социальные низы
индийского общества.
Но и развитые народы Индии существенно
различались между собой по уровню
социального устройства, особенностям
хозяйства, культуры. Так, в степных и
полупустынных районах Раджастхана и
Синда большое значение имело
скотоводство. Весь уклад жизни
скотоводческих племен был иным, чем в
обществах, основанных на развитом
земледелии. В течение раннего
средневековья из-за неумеренного выпаса
скота большие площади в Раджастхане
превратились в пустыню и роль
скотоводства там упала. Некоторые
скотоводческие племена известны также в
западной части долины Ганга (например,
ахиры): здесь пастбища постепенно
сокращались по мере освоения территории
земледельцами.
С конца I тысячелетия до н. э. широкое
распространение получили
засухоустойчивые зерновые культуры —
различные виды проса. Это позволило
более активно осваивать саванны Декана,
где есть хорошие, близкие по качеству к
чернозему почвы, но выпадает мало
осадков.
Во влажных, достаточно обеспеченных
осадками районах главной
продовольственной культурой был рис. По
большей части рисоводы ограничивались
регулированием стока воды с полей во
время дождливого сезона, но в ряде мест
прибегали к строительству оросительных
сооружений. В раннее средневековье
отдельные ирригационные сооружения
были построены в прибрежной полосе
(Коромандельский берег) от устьев
Годавари и Кришны до дельты р. Кавери.
В районах со средней увлажненностью
основной злаковой культурой была
пшеница, а также ячмень, просо, бобовые.
Кое-где в удобных для этого местах
применялось искусственное орошение из
арыков, прудов и колодцев, но если
говорить об Индии в целом, то роль
ирригации была очень невелика и
земледелие было в основном