Производя́щее хозя́йство — хозяйство, где основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные. При переходе от присваивающего хозяйства к производящему общество перешло от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Это был сложный и длительный процесс, который начался в древнейших очагах (центрах) 12 — 10 тыс. лет назад, когда возникли различные центры одомашнивания животных и растений. Лишь соединение растениеводства со скотоводством стало решающим моментом в развитии хозяйства. Повысилась производительность труда и появилась возможность накопления избыточного продукта: у земледельцев — зерна, у ранних животноводов — скота. С развитием земледелия (особенно ирригационного) и подвижного скотоводства постепенно возникает социальное расслоение, раннеклассовые отношения, в частности рабовладельческие и феодальные. Появились городские торговые центры, ремесло отделилось от сельского хозяйства, увеличился обмен между разными этносами и историко-культурными регионами, сформировались различные хозяйственно-культурные типы как на основе ручного труда в земледелии, так и на основе использования тягловой силы скота при обработке полей, что явилось следующим важным этапом в хозяйственно-культурном развитии человечества.
Раздел viii. фридрих ii сицилийский и его эпоха "справедливо считается свободным тот, кто подчинен королевской власти" фридрих одним из самых государей xiii в., который сыграл важную роль в европы, являлся фридрих ii гогенштауфен, или фридрих ii сицилийский - государь сицилийского королевства (южная италия и сицилия1) и король, а затем император германии. яркая, сложная и противоречивая личность, он приковывал к себе напряженное внимание современников. преследуя цель создать "мировую империю" (цель, обреченную на неудачу), фридрих боролся с отстаивавшими свою независимость североитальянскими и их естественным союзником - папами. в своих манифестах он обосновывал теорию независимости светской власти от духовной. фридрих создал в сицилийском королевстве централизованное государство, но им как неограниченный владыка восточного типа. коррупция, которая разъедала непомерно большой бюрократический аппарат, и непосильный налоговый гнет подорвали , 1 в дальнейшем мы будем, как принято, условно называть сицилийское королевство сицилией, а его жителей - сицилийцами. 9-484 257 социальные и политические силы королевства. широко образованный император был склонен к религиозному скептицизму, но вольномыслие уживалось в нем со свирепым преследованием еретиков, в которых он видел опасных врагов государства. обратимся к его царствования. дед фридриха ii по отцу - фридрих i барбаросса (1152-1190 гг.) был воинственным и властолюбивым правителем. главной целью его царствования была реализация многовековой мечты германских императоров - создание мировой империи. само их государство называлось "священной римской империей". что должна была представлять собой мировая монархия - было неясно самим императорам; они видели в ней что-то вроде давно ушедшей в небытие древней римской империи, но не языческой, а христианской (отсюда и ее название). четко рисовался им лишь первый шаг, который следовало сделать (его пытались осуществить все императоры, начиная с основателя империи в 962 г. - оттона i, что и дало ему формальное право на имперский титул), - присоединение италии, лишь номинально входившей в ее состав. с этой целью фридрих барбаросса, собственные планы которого - завоевание северной и средней италии - провалились, женил своего старшего сына генриха на наследнице сицилийского королевства констанце - последней представительнице норманской династии. единственным сыном и наследником генриха vi был фридрих ii. в своем стремлении подчинить себе непокорных сицилийских подданных генрих vi прибегал к крайне жестоким мерам. в 1197 г. он умер, и страна оказалась в состоянии анархии. фридриху ii, унаследовавшему сицилийский престол, не было еще трех лет. регентшей государства стала его мать констанца, но год спустя и она умерла. по завещанию она передала опеку над фридрихом только что избранному на папский престол иннокентию iii (1198-1216 это был самый могущественный из пап средневековья, который лелеял мечту подчинить европу не только своей духовной, но и, косвенно, светской власти. 258 юг италии и сицилия раздирались бесконечными усобицами - между получившими при генрихе vi на юге должности и земли германскими феодалами, с одной стороны, и местными баронами и церковью - с другой. сицилийские светские и церковные магнаты, пользуясь благоприятной ситуацией, расхищали государственные земли и захватывали важные привилегии. города, которые при норманских королях в значительной мере утратили свои вольности, вновь обрели их. бари, бриндизи и некоторые другие города даже заключали самостоятельные торговые и политические договоры со свободными морскими республиками северной и средней италии - венецией, генуей и пизой. сарацины (арабы), владевшие до норманского завоевания (в конце xi в.) сицилией, продолжавшие там жить и после утраты своей независимости, теперь вооружались и уходили в горы, откуда совершали нападения на равнинную часть острова.
Производя́щее хозя́йство — хозяйство, где основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные. При переходе от присваивающего хозяйства к производящему общество перешло от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Это был сложный и длительный процесс, который начался в древнейших очагах (центрах) 12 — 10 тыс. лет назад, когда возникли различные центры одомашнивания животных и растений. Лишь соединение растениеводства со скотоводством стало решающим моментом в развитии хозяйства. Повысилась производительность труда и появилась возможность накопления избыточного продукта: у земледельцев — зерна, у ранних животноводов — скота. С развитием земледелия (особенно ирригационного) и подвижного скотоводства постепенно возникает социальное расслоение, раннеклассовые отношения, в частности рабовладельческие и феодальные. Появились городские торговые центры, ремесло отделилось от сельского хозяйства, увеличился обмен между разными этносами и историко-культурными регионами, сформировались различные хозяйственно-культурные типы как на основе ручного труда в земледелии, так и на основе использования тягловой силы скота при обработке полей, что явилось следующим важным этапом в хозяйственно-культурном развитии человечества.
См. также