Обе культуры – это полисные культуры, они формировались на базе античной гражданской общины .
Общие черты общества и культуры : Греческая : Агонистичность (состязательность) ; коллективизм; антропоцентризм (гуманизм) – выдвижение человека на первый план; завершенность всех жанров культуры; открытость культуры для других стран и культур . Римская : Патриотизм; чувство долга; более слабое, чем в Греции, развитие культуры речи и ораторского искусства.
Религия : Идея всемогущества божества; отсутствие единой религии; связь богов с конкретными полисами; тотемизм, представление о всеобщей одушевлённости природы; герои как посредники между миром богов и миром людей. Рим : Обожествление непонятных явлений природы и общественной жизни; анимизм (вера в духов, обитающих во всех материальных предметах) ; позднее появление антро взгляда на богов; родовые и семейные культы, сильное влияние греческой религии; сходство богов с греческими; свободный прием в пантеон иноземных богов; важное значение жертвоприношений; практичность религии. Искусство : Развитие искусства в рамках рабовладельческого общества («античное искусство») ( общее) Греч : Видение реальности в её единстве, сквозь призму мифов; главная тема искусства – человеческий облик. Рим: Продолжение традиций греческого искусства, преобладание символики и аллегории, анализ явлений, расчленение целого на части и их детальное изображение, более четкое, чем у греков, восприятие и описание явлений, утрата ощущения ценности мироздания.
Письменность и язык : Использование финикийской слоговой системы для создания письма, демократизация системы обучения. Рим : Использование латинского языка, родственного греческому. Согласно предположениям, заимствование греческого алфавита и его адаптация. . Наука: Выделение отдельных наук из философии. Бурное развитие естественных наук. ГРЕЧ : Большее, нежели и Риме, внимание к теоретическим наукам. Рим : Практицизм, большее развитие прикладных, а не теоретических наук; развитие ораторского искусства и его независимость от греческих прообразов; большое развитие науки о праве, юриспунденции; зарождение филологии.
Формирование условий, подготовивших возможность возникновения нового времени на территории Беларуси, следует связать еще с принятием христианства во времена Киевской Руси. После разделения христианства в XI веке на православие и католицизм существенно разошлись и пути славян. Поляки, чехи и словаки примкнули к римско- католической церкви и латинской культуре. Большая часть южных и восточных славян отдали предпочтение православной ветви христианства и греко- византийскому типу культуры. Поэтому, Польша, Чехия и Далмация стадию Возрождения примерно одновременно с Западной Европой и фактически в полной мере освоили античное наследие. Остальные славянские страны по разным причинам вступили в эту стадию значительно позднее, лишь в XVIII- XIX веках, когда черты Возрождения в их культуре проявились в смешении с элементами барокко, Просвещения и романтизма и, когда сформировалось их национальная культура и искусство. Полноценное Возрождение в XVI веке пережила Беларусь, будучи в составе Великого Княжества Литовского, которое в то время являлось типичным европейским государством: в нем была конституция, не было крепостного права, многие города имели Магдебургское право (независимость города от короля и магнатов). Все это и влияние Запада стало причиной и условием обновления культуры. XVI век многие называют Золотым Веком нашей страны: это время наибольшего культурного, интеллектуального, экономического расцвета Беларуси, время выдающихся людей, государственных и культурных деятелей мирового масштаба. На XVI век в истории Беларуси приходится большинство важных событий, сформировавших белорусов как нацию. Эпоху Возрождения в Беларуси можно условно разделить на три периода:
1. Раннее Возрождение (начало ХVI века– 50–60-е годы ХVI века).
В социально-экономическом плане это был период интенсификации ремесленного производства, торговли, роста и возвышения городов, усиления межклассовых и межсословных противоречий, начала формирования гражданского и национального самосознания, осознания необходимости перемен в экономической и политической жизни. Главная духовная интенция этой эпохи – идея рационального переустройства общества.
2. Эпоха Реформации (вторая половина ХVI века).
Этот период включает в себя широкое социальное движение, попытки практического социального реформирования: судебная и административная реформы, борьба за городское самоуправление, Статуты ВКЛ 1566 и 1588 годов, создание Главного Литовского трибунала, возникновение лютеранства, кальвинизма, антитринитаризма. Философия Беларуси пыталась пересмотреть традиционные теологические, социально-политические представления, шел процесс формирования буржуазного мировоззрения, обоснования идей рационализма, политического реформизма, естественного права.
3. Позднее Возрождение, контрреформация и барокко (конец ХVI–ХVII веков).
Содержание этого периода обозначено такими признаками, как: развертывание контрреформации, ослабление и закат реформационно-гуманистического движения. Формулируются задачи защиты национально-культурного своеобразия белорусов, их национально-политического самоопределения. Это было время утверждения схоластического типа философствования. Гуманистические тенденции этого периода отступают перед философскими и художественно-эстетическими идеалами барокко и схоластики [17]. В XVI веке вся Европа в своей духовной, культурной, экономической и политической жизни переживала грандиозные изменения, связанные с движением обновления церкви, возвращения к библейским первоосновам христианства. Это движение, названное Реформацией, стало причиной подъёма многих народов: немцы, шведы, англичане, голландцы благодаря Реформации сформировались как полноценные современные нации. Реформация стала центральным событием всего XVI века.
Римская и Греческая культура
Обе культуры – это полисные культуры, они формировались на базе античной гражданской общины .
Общие черты общества и культуры : Греческая : Агонистичность (состязательность) ; коллективизм; антропоцентризм (гуманизм) – выдвижение человека на первый план; завершенность всех жанров культуры; открытость культуры для других стран и культур . Римская : Патриотизм; чувство долга; более слабое, чем в Греции, развитие культуры речи и ораторского искусства.
Религия : Идея всемогущества божества; отсутствие единой религии; связь богов с конкретными полисами; тотемизм, представление о всеобщей одушевлённости природы; герои как посредники между миром богов и миром людей. Рим : Обожествление непонятных явлений природы и общественной жизни; анимизм (вера в духов, обитающих во всех материальных предметах) ; позднее появление антро взгляда на богов; родовые и семейные культы, сильное влияние греческой религии; сходство богов с греческими; свободный прием в пантеон иноземных богов; важное значение жертвоприношений; практичность религии. Искусство : Развитие искусства в рамках рабовладельческого общества («античное искусство») ( общее) Греч : Видение реальности в её единстве, сквозь призму мифов; главная тема искусства – человеческий облик. Рим: Продолжение традиций греческого искусства, преобладание символики и аллегории, анализ явлений, расчленение целого на части и их детальное изображение, более четкое, чем у греков, восприятие и описание явлений, утрата ощущения ценности мироздания.
Письменность и язык : Использование финикийской слоговой системы для создания письма, демократизация системы обучения. Рим : Использование латинского языка, родственного греческому. Согласно предположениям, заимствование греческого алфавита и его адаптация. . Наука: Выделение отдельных наук из философии. Бурное развитие естественных наук. ГРЕЧ : Большее, нежели и Риме, внимание к теоретическим наукам. Рим : Практицизм, большее развитие прикладных, а не теоретических наук; развитие ораторского искусства и его независимость от греческих прообразов; большое развитие науки о праве, юриспунденции; зарождение филологии.
Формирование условий, подготовивших возможность возникновения нового времени на территории Беларуси, следует связать еще с принятием христианства во времена Киевской Руси.
После разделения христианства в XI веке на православие и католицизм существенно разошлись и пути славян. Поляки, чехи и словаки примкнули к римско- католической церкви и латинской культуре. Большая часть южных и восточных славян отдали предпочтение православной ветви христианства и греко- византийскому типу культуры.
Поэтому, Польша, Чехия и Далмация стадию Возрождения примерно одновременно с Западной Европой и фактически в полной мере освоили античное наследие. Остальные славянские страны по разным причинам вступили в эту стадию значительно позднее, лишь в XVIII- XIX веках, когда черты Возрождения в их культуре проявились в смешении с элементами барокко, Просвещения и романтизма и, когда сформировалось их национальная культура и искусство.
Полноценное Возрождение в XVI веке пережила Беларусь, будучи в составе Великого Княжества Литовского, которое в то время являлось типичным европейским государством: в нем была конституция, не было крепостного права, многие города имели Магдебургское право (независимость города от короля и магнатов). Все это и влияние Запада стало причиной и условием обновления культуры.
XVI век многие называют Золотым Веком нашей страны: это время наибольшего культурного, интеллектуального, экономического расцвета Беларуси, время выдающихся людей, государственных и культурных деятелей мирового масштаба.
На XVI век в истории Беларуси приходится большинство важных событий, сформировавших белорусов как нацию.
Эпоху Возрождения в Беларуси можно условно разделить на три периода:
1. Раннее Возрождение (начало ХVI века– 50–60-е годы ХVI века).
В социально-экономическом плане это был период интенсификации ремесленного производства, торговли, роста и возвышения городов, усиления межклассовых и межсословных противоречий, начала формирования гражданского и национального самосознания, осознания необходимости перемен в экономической и политической жизни. Главная духовная интенция этой эпохи – идея рационального переустройства общества.
2. Эпоха Реформации (вторая половина ХVI века).
Этот период включает в себя широкое социальное движение, попытки практического социального реформирования: судебная и административная реформы, борьба за городское самоуправление, Статуты ВКЛ 1566 и 1588 годов, создание Главного Литовского трибунала, возникновение лютеранства, кальвинизма, антитринитаризма. Философия Беларуси пыталась пересмотреть традиционные теологические, социально-политические представления, шел процесс формирования буржуазного мировоззрения, обоснования идей рационализма, политического реформизма, естественного права.
3. Позднее Возрождение, контрреформация и барокко (конец ХVI–ХVII веков).
Содержание этого периода обозначено такими признаками, как: развертывание контрреформации, ослабление и закат реформационно-гуманистического движения. Формулируются задачи защиты национально-культурного своеобразия белорусов, их национально-политического самоопределения. Это было время утверждения схоластического типа философствования. Гуманистические тенденции этого периода отступают перед философскими и художественно-эстетическими идеалами барокко и схоластики [17]. В XVI веке вся Европа в своей духовной, культурной, экономической и политической жизни переживала грандиозные изменения, связанные с движением обновления церкви, возвращения к библейским первоосновам христианства. Это движение, названное Реформацией, стало причиной подъёма многих народов: немцы, шведы, англичане, голландцы благодаря Реформации сформировались как полноценные современные нации. Реформация стала центральным событием всего XVI века.