Некапиталистический путь развития — исторический процесс перехода стран от докапиталистических формаций к социалистическому строю, минуя развитой капитализм. Возможность некапиталистического пути развития теоретически была обоснована марксизмом-ленинизмом, а практически воплощена в ходе строительства социализма в советских республиках Средней Азии, во многих районах Сибири и Севера нашей страны, Монгольской Народной Республике. «...С пролетариата передовых стран, — писал В. И. Ленин, — отсталые страны могут перейти к советскому строю и через определенные ступени развития — к коммунизму, минуя капиталистическую стадию развития» (Полн. собр. соч., т. 41, с. 246). Одним из основных исторических условий, открывших для ряда стран практическую возможность некапиталистического пути развития, явилась победа Великой Октябрьской социалистической революции. Важным условием, позволяющим превратить возможность некапиталистического пути развития в действительность, является бескорыстная от более развитых стран и народов, строящих социализм и коммунизм. Само существование и интернационалистская политика стран мировой социалистической системы являются гарантом независимого развития освободившихся государств. Неоценимое значение для развивающихся стран имеет исторический опыт такого перехода в Советском Союзе, Монгольской Народной Республике и некоторых других странах. В силу различных исторических и социально-экономических условий и особенностей национального развития возможны различные формы этого процесса. Главные задачи этих стран: найти с учетом социалистической перспективы кратчайший путь для быстрого и наиболее радикального преобразования экономики, развития демократии, подъема культуры, превращения стран к индустриально развитые, экономически и политически независимые. Решение этих задач позволит создать определенные материальные и политические предпосылки для последующего перехода к строительству социализма. Возможность некапиталистического пути развития вытекает из действия объективных законов общественного развития и не имеет ничего общего с «экспортом революции». Вопрос о выборе пути дальнейшего развития — внутреннее дело самих народов развивающихся стран. Некапиталистический путь развития, в который сейчас вступила группа освободившихся от колониализма прям, обеспечивается последовательной борьбой народных масс, широким общедемократическим движением под руководством прогрессивных революционно-демократических сил и отвечает интересам большинства народа. Советский Союз, другие социалистические государства оказывают всемерную поддержку развивающимся странам в их борьбе за осуществление своих законных устремлений, за полное избавление от империалистической эксплуатации. В условиях новой расстановки сил на мировой арене возможность некапиталистического пути развития значительно возрастает.
Народничество — идеология, появившаяся в Российской империи в 1860—1910-х годах, позиционирующая себя на «сближении» интеллигенции с народом в поисках своих корней, своего места в государстве, стране и мире.
Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с «народной мудростью», «народной правдой». Господствовавшее в 1860—1880 годах в России течение социально-политической мысли[1]. Выделяют следующие направления народничества: революционное, либеральное, анархистское. В советской историографии народничество представляло второй («разночинский») этап революционного движения в России, пришедшим на смену «дворянскому» (декабристам) и предшествовавшим «пролетарскому» (марксистскому) этапу[2].
Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона[3] отмечал, что термин не имеет точного значения. В конце 1880-х годов, когда шла полемика между «либеральной» журналистикой и уличным патриотизмом, так могли называть сторонников шовинизма и разнуздывания толпы. В то же время термин часто употреблялся как синоним демократизма и интереса к народу.
Малый энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона определял народничество как направление в русской литературе с начала 1870-х годов, ставившее себе задачей изучение разных сторон народной жизни и сближение интеллигенции с народом, преимущественно с крестьянством, обращавшееся к нему считая, что в народной массе живут общественные и этические идеалы (общинное и артельное начало, религиозные искания и т. д.)[4].
Новый энциклопедический словарь уточняет[5]: в XX в., особенно после 1905 г., спор об «особенностях» русского народного склада почти прекращается, и термин народничество применяется почти исключительно в тесно-политическом смысле. В противоположность «марксистам», «народниками» называют как «социалистов-революционеров», так и партию «народных социалистов».
Одним из основных исторических условий, открывших для ряда стран практическую возможность некапиталистического пути развития, явилась победа Великой Октябрьской социалистической революции. Важным условием, позволяющим превратить возможность некапиталистического пути развития в действительность, является бескорыстная от более развитых стран и народов, строящих социализм и коммунизм. Само существование и интернационалистская политика стран мировой социалистической системы являются гарантом независимого развития освободившихся государств. Неоценимое значение для развивающихся стран имеет исторический опыт такого перехода в Советском Союзе, Монгольской Народной Республике и некоторых других странах.
В силу различных исторических и социально-экономических условий и особенностей национального развития возможны различные формы этого процесса. Главные задачи этих стран: найти с учетом социалистической перспективы кратчайший путь для быстрого и наиболее радикального преобразования экономики, развития демократии, подъема культуры, превращения стран к индустриально развитые, экономически и политически независимые. Решение этих задач позволит создать определенные материальные и политические предпосылки для последующего перехода к строительству социализма.
Возможность некапиталистического пути развития вытекает из действия объективных законов общественного развития и не имеет ничего общего с «экспортом революции». Вопрос о выборе пути дальнейшего развития — внутреннее дело самих народов развивающихся стран. Некапиталистический путь развития, в который сейчас вступила группа освободившихся от колониализма прям, обеспечивается последовательной борьбой народных масс, широким общедемократическим движением под руководством прогрессивных революционно-демократических сил и отвечает интересам большинства народа.
Советский Союз, другие социалистические государства оказывают всемерную поддержку развивающимся странам в их борьбе за осуществление своих законных устремлений, за полное избавление от империалистической эксплуатации. В условиях новой расстановки сил на мировой арене возможность некапиталистического пути развития значительно возрастает.
Народничество — идеология, появившаяся в Российской империи в 1860—1910-х годах, позиционирующая себя на «сближении» интеллигенции с народом в поисках своих корней, своего места в государстве, стране и мире.
Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с «народной мудростью», «народной правдой». Господствовавшее в 1860—1880 годах в России течение социально-политической мысли[1]. Выделяют следующие направления народничества: революционное, либеральное, анархистское. В советской историографии народничество представляло второй («разночинский») этап революционного движения в России, пришедшим на смену «дворянскому» (декабристам) и предшествовавшим «пролетарскому» (марксистскому) этапу[2].
Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона[3] отмечал, что термин не имеет точного значения. В конце 1880-х годов, когда шла полемика между «либеральной» журналистикой и уличным патриотизмом, так могли называть сторонников шовинизма и разнуздывания толпы. В то же время термин часто употреблялся как синоним демократизма и интереса к народу.
Малый энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона определял народничество как направление в русской литературе с начала 1870-х годов, ставившее себе задачей изучение разных сторон народной жизни и сближение интеллигенции с народом, преимущественно с крестьянством, обращавшееся к нему считая, что в народной массе живут общественные и этические идеалы (общинное и артельное начало, религиозные искания и т. д.)[4].
Новый энциклопедический словарь уточняет[5]: в XX в., особенно после 1905 г., спор об «особенностях» русского народного склада почти прекращается, и термин народничество применяется почти исключительно в тесно-политическом смысле. В противоположность «марксистам», «народниками» называют как «социалистов-революционеров», так и партию «народных социалистов».