Суммативное оценивание за раздел «Культура Казахстана в 19 – первой половине 20 вв.»
ФИ Класс: 7 «Б» Дата: 04.05.2020
Тема Развитие культуры в XIX веке
Чокан Валиханов – первый казахский ученый
Цели обучения 7.2.2.3 – описывать особенности национальных музыкальных инструментов
7.2.3.1 – определять историческое значение научного наследия Ш.Уалиханова
Критерии оценивания Обучающийся
Описывает особенности казахского национального музыкального инструмента – жетыгена
Определяет историческую значимость наследия Шокана Уалиханова.
Уровень мыслительных навыков Применение, навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
Пользуясь рисунком, опишите особенности казахского национального инструмента – жетыген
Жетыген - инструмент из семи струн,
Аксакал на нём играет,
Под него пустился в пляску,
Раззадоренный плясун.
Определите значимость наследия Шокана Уалиханова в изучении культуры Тюркских народов.
Молодой ученый, получив прекрасное образование, начал участвовать в различных научных экспедициях. В 1855 году он принял предложение генерал-губернатора Западной Сибири Г.Х. Гасфорта отправиться в путешествие по Центральному Казахстану, Тарбагатаю и Семиречью. В этой научной поездке Шокан Уалиханов сумел собрать образцы фольклора, исторических преданий казахов и кыргызов.
В 1857 году по рекомендации П. Семенова-Тян-Шанского казахский ученый был избран в члены Русского географического общества. Путешествие в земли Восточного Казахстана, Семиречья и кыргызов принесли Шокану известность. Кроме того, благодаря ему были записаны и сохранились до настоящего времени некоторые варианты древнейшего кыргызского эпоса «Манас».
В 1858-1859 годах ученый совершил свою самостоятельную знаменитую поездку в Кашгар. До Шокана Уалиханова ни одному из европейцев не удавалось посетить этот край. В условиях строжайшей конспирации, рискуя своей жизнью, ему удалось собрать ценнейшие сведения из истории, этнографии, культуры, геологии, географии, ботаники этого ранее неизведанного края. Подготовленный им фундаментальный труд «О состоянии Алтышара или шести восточных городов китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарии)» получил высочайшую оценку в научном мире. Шокан Уалиханов совершил выдающийся научный подвиг.
В Петербурге Шокан Уалиханов работает в различных военных и научных учреждениях. Он становится кумиром российских востоковедов и дипломатов, писателей и поэтов. Ученый трудится над составлением карт Казахстана, Средней Азии и Восточного Туркестана. Он занимается изучением восточных рукописей. Его приглашают читать лекции по истории Востока в Русское географическое общество.
Критерии оценивания:
• Укажите не менее 3-х аргументов о значимости наследия Шокана Уалиханова
• Приведите факты о влиянии трудов Шокана Уалиханова на изучение культуры тюркских народов.
Критерии оценивания № задания Дескрипторы
Обучающийся
Описывает особенности казахского национального музыкального инструмента – жетыгена 1 Описывает 1 особенность 1
Описывает 2 особенность 1
Описывает 3 особенность 1
Определяет историческую значимость наследия Шокана Уалиханова 2
Указывает первый аргумент 1
Указывает второй аргумент 1
Указывает третий аргумент 1
Приводит 1 факт 1
Приводит 2 факт 1
Всего 8
Какие территории вошли в состав империи Наполеона в начале XIX в.?
• Охарактеризуйте меры, предпринятые французским императором для ослабления позиций Англии в Европе.
• Объясните, почему современники утверждали, что Европа превращается в фамильное владение семьи Бонапарт.
• Какие реформы были проведены в Пруссии?
• Расскажите о проявлениях кризиса в империи.
Вопросы и задания
1. Какую политику проводил Наполеон на покоренных им землях Европы?
2. Почему наполеоновские завоевания росту национального самосознания народов европейских стран?
3. Перечислите признаки кризиса империи Наполеона.
4. Продолжите таблицу «Внешняя политика Франции в начале XIX в.».
5. В чем состояли причины ухудшения отношений между Россией и Францией?
6. Выпишите в тетрадь и объясните понятия «оккупация», «национальное самосознание», «карбонарии».
Изучаем документы
Из воспоминаний генерала Лежена, командующего французской армией, осаждавшей Сарагосу:
«Упорство было не меньше у женщин, чем у мужчин. Мы спустились в подвал, который только что захватили <...> Через отдушины этого подвала увидели испанца, собиравшего в небольшом саду свинец от пуль, и убили его. Едва успел этот человек упасть, как женщина, плача и в отчаянии выкрикивая проклятия, бросилась к телу своего мужа. Наши солдаты, проявляя великодушие, проявили бы уважение ее горю, если бы эта женщина, поднявшись на ноги, с гневом не схватила бы на наших глазах плащ, ружье и патронташ убитого, посылая по нашему адресу тысячу проклятий. Пуля тут же убила ее, и она упала на труп того, за кого хотела отомстить.
Через несколько минут прибежала девочка 15—16 лет и с раздирающим душу криком «О, мой отец! О, моя мать!» бросилась на колени перед бездыханными телами, целуя их и пытаясь вернуть родителей к жизни... После нескольких напрасных попыток унести тело своей матери она завернула его вместе с ружьем и патронташем в плащ для того, чтобы иметь возможность его тащить».
• На основании текста параграфа и документа объясните, почему французская армия не смогла покорить Испанию.
Из писем Наполеона I вице-королю Италии принцу Евгению Наполеону Богарне:
«23 августа 1810 г.
Необходимо, чтобы Италия не строила никаких отдельных от Франции планов относительно своего процветания, она должна слить свои интересы с интересами Франции. Она должна особенно остерегаться давать Франции повод к присоединению; ибо, если Франция будет в этом заинтересована, что сможет этому помешать? Берите ... своим девизом: «Франция превыше всего».
26 августа 1810 г.
Италия... наводнена швейцарскими товарами. Окрашенные полотна и хлопчатобумажные ткани все ввозятся из Швейцарии, в то время как Франция завалена ими. Я стремлюсь к тому, чтобы окрашенные полотна и т.п. из Германии или из Швейцарии совсем не были допущены в Италию и ввозились бы только из Франции. Представьте мне доклад по этому поводу».
Накануне революции 1637-1640 Шотландское восстание, созыв Короткого парламента. Начало революции 1640, 1641 Созыв Долгого парламента, Ирландское восстание. Первая гражданская война 1642-1646 Дифференциация общества: роялисты и сторонники Долгого парламента. Вторая гражданская война 1647-1648 Кромвель одержал победу над роялистами и шотландцами. Первая английская республика 1649-1652 Ликвидация монархии, установление республики. Протекторат Оливера Кромвеля 1653-1658 Диктатура Кромвеля. Вторая английская республика 1658-1660 Реставрация Стюартов.
Отличия были в том,что в каждом событии был разный победитель,