Суспільно - економічний лад за якого основними верствами стають наймані працівники і буржуазія, основні засобивиробництва перебувають у приватній власності, яка використовує найману робочу силу. Це -
подробнее - см. в разделе боги и духи в римской мифологии)
пенаты – римские гении дома
лары – доброжелательные духи умерших предков
лемуры и ларвы – злые духи умерших предков
маны – римские духи усопших, жившие на том месте, где они похоронены
фавны и сильваны – римские духи полей и лесов. соответствовали греческим сатирам
жреческие коллегии древнего рима
подробнее - см. в разделе главные римские жреческие коллегии
понтифики – главная жреческая коллегия рима. устанавливали годичный календарь, в том числе дни праздников. вели летопись гражданских и военных событий. при тесной связи религии и юриспруденции выносили важные судебные решения
авгуры – совершали гадания-ауспиции (по полёту птиц)
гаруспики – римские жрецы, совершавшие гадания типа по внутренностям жертвенных животных
фециалы – римская коллегия жрецов-охранителей международного права
салии – жрецы, хранившие двенадцать священных щитов марса (ancilia), один из которых упал с неба. на мартовский праздник марса исполняли военный танец с песнями
арвальские братья (fratres arvales) – жрецы земледельческого культа богини дии
фламины («возжигатели») – название жрецов, каждый из которых считался главой служения тому или иному богу. особенно важны были три великих фламина: главный жрец юпитера (flamen dialis), главный жрец марса (flamen martialis) и главный жрец квирина (flamen quirinalis).
весталки – девственные жрицы богини весты, поддерживавшие неугасимый огонь на очаге её храма
Внешняя политика: После вторжения войск великого князя литовского Витовта во псковскую землю в 1426 г. Витовт, не добившись успеха, начал переговоры с псковичанами, союзниками Василия II. С целью смягчить условия мира Василий направил к Витовту своего посла Александра Владимировича Лыкова. Отношения между Псковом и Литвой, тем не менее, продолжали оставаться напряжёнными и после заключения перемирия. Василий II пытался нормализовать отношения с Новгородской республикой. Зимой 1435—1436 гг. он уступил новгородцам часть спорных земель, обязавшись послать своих людей для размежевания земель. После победы над Василием Косым великий князь отказался от выполнения прежних обязательств. Тем не менее новгородцы, желая сохранить свою самостоятельность в международных отношениях, не сопротивлялись политике Москвы (так, весной 1437 года Новгород без сопротивления уплатил Москве «чёрный бор» — одну из самых тяжёлых податей). Новгородцы и псковичи поспешили заключить договоры с Казимиром IV. В ответ на это Василий II выступил в поход против Новгородской республики зимой 1440—1441 гг. Его союзники псковичи разорили Новгородскую землю. Василий II захватил Демон и разорил ряд новгородских волостей. В ответ на это новгородцы также организовали ряд разорительных походов в великокняжеские владения. Вскоре новгородский архиепископ Евфимий и великий князь (вместе с псковичанами) заключили мирный договор, согласно которому Новгород выплачивал Москве огромный выкуп (8000 рублей). Внутренняя политика сводилась к необходимости обезопасить Русь от набегов татар и, агрессии Литвы. Успехи в отношения с соседями шли с переменным успехом. Грандиозные победы сменялись не менее грандиозными поражениями Внутренняя политика: Василий Темный ликвидирует все мелкие княжеские уделы в пределах Московского княжества. Тем самым Василий II укрепляет великокняжескую власть, пытаясь, раз и навсегда прекратить усобицы на Руси. Усилилось влияние Москвы на Новгородскую землю, Нижний Новгород, Псков и Владимиро – Суздальское княжество. Во время правления Василия II митрополитом был выбран русский епископ Ион. В митрополиты его посвятил не Константинопольский патриарх, а собор русских архиереев . Это событие означало начала независимости русской православной церкви от Византийской. Василий II ликвидировал почти все мелкие уделы внутри Московского княжества, укрепил великокняжескую власть. В результате ряда походов в 1441—1460 усилилась зависимость от Москвы Судальско-нижегородского к-ва, Новгородской земли, Пскова и Вятской земли. По приказу Василия II митрополитом был избран русский епископ Иона (1448г). Его посвятил в митрополиты не константинопольский патриарх, а собор русских архиереев, что стало началом независимости русской церкви от константинопольского патриархата. За несколько дней до кончины он приказал казнить детей боярских боровского князя Василия, заподозренных в заговоре.
нептун – римский бог моря. соответствовал греческому посейдону
плутон – римский бог подземного царства мёртвых. соответствовал греческому аиду
аполлон (феб) – соответствовал греческому богу с тем же именем
диана – римская богиня луны и охоты. соответствовала греческой артемиде
минерва – римская богиня мудрости. соответствовала греческой афине
марс – римский бог войны. соответствовал греческому аресу
венера – римская богиня любви. соответствовала греческой афродите
амур - сын венеры, римский бог любви. соответствовал греческому эроту
вулкан – римский бог огня и кузнечного ремесла. соответствовал греческому гефесту
меркурий – римский бог торговли, покровитель путешественников. соответствовал греческому гермесу
церера – римская богиня земледелия. соответствовала греческой деметре
прозерпина – дочь цереры. подземная богиня, жена плутона. соответствовала греческой персефоне
веста – римская богиня очага, оседлого быта, покровительница семейных и государственных связей. в римском храме весты на палатинском холме горел неугасимый огонь, поддерживаемый девственными жрицами – весталками. соответствовала греческой гестии
вакх - бог вина. соответствовал греческому дионису
эскулап – римский бог врачевания. соответствовал греческому асклепию
янус – римский бог смены времён года, а также всякого начала и конца (в связи с чем изображался двуликим). охранял входы и выходы, как страж ворот
квирин – бог битв, сын марса. по его имени римляне часто именовали себя квиритами
беллона – богиня военной ярости. дочь или жена марса
фавн (луперк) – римский бог гор и пастбищ, приплод скоту и детей людям. соответствовал греческому пану
сильван – дух лесов, живущий в пещерах и у журчащих источников. пугал людей криком. иногда считался одним из олицетворений фавна.
пик – отец фавна, бог полевых плодов, охотник и земледелец. священная птица пика – дятел
ферентина – римская богиня весны (у соседей римлян, сабинян, – ферония)
флора – римская богиня цветов, веселой юности, радостей жизни
палеса – богиня пастухов палатинского холма
теллура – олицетворение материнского лона земли, воспринимающей посев и возвращающей его людям золотой жатвой
конс – римский бог посева и брака, в честь которого 21 августа отмечался праздник консуалий
дия (дея) – покровительница земледельческого округа города рима. ей служила жреческая коллегия fratres arvales («полевых братьев»)
(подробнее - см. в статье служение богам во времена римской республики)
фортуна – богиня судьбы
ювентус – богиня молодости
фидес – богиня верности рима данным обещаниям, государственной добросовестности
термин – бог межей и межевых знаков, охранитель земельной собственности
пакс – богиня мира
паллор и павор («бледность» и «страх») – спутники марса. соответствовали греческим деймосу и фобосу
виктория – богиня победы. соответствовала греческой нике
салус – богиня здоровья
фебрис – богиня, охраняющая от лихорадки
аргентина – бог серебра
гонор – бог чести и почета
виртус – богиня доблести
либертас – богиня свободы
спес – богиня надежды
фелицитас – богиня счастья
конкордия – богиня согласия
клеменция – богиня милосердия
деа рома – богиня-олицетворение города рима
подробнее - см. в разделе боги и духи в римской мифологии)
пенаты – римские гении дома
лары – доброжелательные духи умерших предков
лемуры и ларвы – злые духи умерших предков
маны – римские духи усопших, жившие на том месте, где они похоронены
фавны и сильваны – римские духи полей и лесов. соответствовали греческим сатирам
подробнее - см. в разделе главные римские жреческие коллегии
понтифики – главная жреческая коллегия рима. устанавливали годичный календарь, в том числе дни праздников. вели летопись гражданских и военных событий. при тесной связи религии и юриспруденции выносили важные судебные решения
авгуры – совершали гадания-ауспиции (по полёту птиц)
гаруспики – римские жрецы, совершавшие гадания типа по внутренностям жертвенных животных
фециалы – римская коллегия жрецов-охранителей международного права
салии – жрецы, хранившие двенадцать священных щитов марса (ancilia), один из которых упал с неба. на мартовский праздник марса исполняли военный танец с песнями
арвальские братья (fratres arvales) – жрецы земледельческого культа богини дии
фламины («возжигатели») – название жрецов, каждый из которых считался главой служения тому или иному богу. особенно важны были три великих фламина: главный жрец юпитера (flamen dialis), главный жрец марса (flamen martialis) и главный жрец квирина (flamen quirinalis).
весталки – девственные жрицы богини весты, поддерживавшие неугасимый огонь на очаге её храма
Внешняя политика:
После вторжения войск великого князя литовского Витовта во псковскую землю в 1426 г. Витовт, не добившись успеха, начал переговоры с псковичанами, союзниками Василия II. С целью смягчить условия мира Василий направил к Витовту своего посла Александра Владимировича Лыкова. Отношения между Псковом и Литвой, тем не менее, продолжали оставаться напряжёнными и после заключения перемирия. Василий II пытался нормализовать отношения с Новгородской республикой. Зимой 1435—1436 гг. он уступил новгородцам часть спорных земель, обязавшись послать своих людей для размежевания земель. После победы над Василием Косым великий князь отказался от выполнения прежних обязательств. Тем не менее новгородцы, желая сохранить свою самостоятельность в международных отношениях, не сопротивлялись политике Москвы (так, весной 1437 года Новгород без сопротивления уплатил Москве «чёрный бор» — одну из самых тяжёлых податей).
Новгородцы и псковичи поспешили заключить договоры с Казимиром IV. В ответ на это Василий II выступил в поход против Новгородской республики зимой 1440—1441 гг. Его союзники псковичи разорили Новгородскую землю. Василий II захватил Демон и разорил ряд новгородских волостей. В ответ на это новгородцы также организовали ряд разорительных походов в великокняжеские владения. Вскоре новгородский архиепископ Евфимий и великий князь (вместе с псковичанами) заключили мирный договор, согласно которому Новгород выплачивал Москве огромный выкуп (8000 рублей).
Внутренняя политика сводилась к необходимости обезопасить Русь от набегов татар и, агрессии Литвы. Успехи в отношения с соседями шли с переменным успехом. Грандиозные победы сменялись не менее грандиозными поражениями
Внутренняя политика: Василий Темный ликвидирует все мелкие княжеские уделы в пределах Московского княжества. Тем самым Василий II укрепляет великокняжескую власть, пытаясь, раз и навсегда прекратить усобицы на Руси. Усилилось влияние Москвы на Новгородскую землю, Нижний Новгород, Псков и Владимиро – Суздальское княжество. Во время правления Василия II митрополитом был выбран русский епископ Ион. В митрополиты его посвятил не Константинопольский патриарх, а собор русских архиереев . Это событие означало начала независимости русской православной церкви от Византийской.
Василий II ликвидировал почти все мелкие уделы внутри Московского княжества, укрепил великокняжескую власть. В результате ряда походов в 1441—1460 усилилась зависимость от Москвы Судальско-нижегородского к-ва, Новгородской земли, Пскова и Вятской земли. По приказу Василия II митрополитом был избран русский епископ Иона (1448г). Его посвятил в митрополиты не константинопольский патриарх, а собор русских архиереев, что стало началом независимости русской церкви от константинопольского патриархата. За несколько дней до кончины он приказал казнить детей боярских боровского князя Василия, заподозренных в заговоре.