Современный мир все чаще обращает свои взоры назад, в историческое пытаясь узнать тайны зарождения культуры, речи, письменности и религии наших предков. Открыв неизведанный исторический след и постигнув тайны истории, можно лучше понять себя и окружающий мир. Сотни вопросов, каждый день зарождающихся, находят свое решение, а некоторые — навсегда остаются загадкой истории. Одним из таких вопросов, важным, интересным и поистине захватывающим для изучения.
Истоки письменности или материал для письма в древней Руси
Раскопки проведенные в Новгороде показали несколько необычных предметов, которые принято называть в современной литературе церами. Все предметы, найденные во время раскопок, датируются начиная с 10 века и по 13 век включительно. Такая историческая протяжность говорит о том, что церы использовались в качестве материала для письма, но не часто. Ведь во время раскопок найдено всего 11 экземпляров.
Цера — деревянная дощечка небольшого размера выпуклая по краям и заполненная воском. Чаще всего церы имели прямоугольную форму. Воск, используемый для заливки таблички, применяли черного цвета, как самый доступный по цене, реже использовался воск другого цвета. Чтобы воск надежно закрепился на дереве, внутреннюю поверхность подготовленной формы покрывали насечками. Самым востребованным размером пластин был 9-12 см, такие таблички можно было носить с собой. По краям каждой исписанной церы делалось отверстие для кожаного ремня, которое потом использовалось для соединения пластин между собой.
Писали на церах также не обычно, приходилось выцарапывать тексты на воске, а при необходимости — стирать их и писать новые тексты.Дохристианской письменностью, которая использовалась для письма, иногда и на церах, была примитивная руническая письменность — «черты и резы». Непонятные символы и знаки, составляющие это письмо, почти не сохранились до наших дней.
Более распространенное использование, начиная с IX века, получила привычная нам кириллица. Именно кириллицей писали ученики в княжеских школах, оттачивая свае мастерство на церах, изучая основы письменности и алфавит.
Ян Гус — знаменитый теолог и церковный реформатор, основоположник движения гуситов, главный идеолог чешской Реформации. 6 июля 1415 года в немецком городе Констанца он был сожжён вместе со своими книгами.
Этому предшествовала критика Гусом церкви тех времён, хотя сам он называл себя её верным сыном. Огромное влияние на Яна Гуса оказали труды британского реформатора Джона Виклифа. Гус выступал против многих церковных сборов и говорил, что «собственность должна принадлежать справедливым», провёл реформу чешского правописания.
В результате, он быль объявлен еретиком, на него было наложено Папское проклятие и он был вынужден уехать из Праги в Южную Чехию. После суда и отказа отречься от своих убеждений, Ян Гус был сожжён. Его смерть привела к кровопролитным Гуситстким войнам между его сторонниками и католиками.
Католическая церковь до сих пор официально не реабилитировала Яна Гуса, но в 1999 году на симпозиуме в Риме католическая церковь признала Яна Гуса реформатором, а Папа Римский Иоанн Павел II выразил сожаление, что Гус был сожжен.
Истоки письменности или материал для письма в древней Руси
Раскопки проведенные в Новгороде показали несколько необычных предметов, которые принято называть в современной литературе церами. Все предметы, найденные во время раскопок, датируются начиная с 10 века и по 13 век включительно. Такая историческая протяжность говорит о том, что церы использовались в качестве материала для письма, но не часто. Ведь во время раскопок найдено всего 11 экземпляров.
Цера — деревянная дощечка небольшого размера выпуклая по краям и заполненная воском. Чаще всего церы имели прямоугольную форму. Воск, используемый для заливки таблички, применяли черного цвета, как самый доступный по цене, реже использовался воск другого цвета. Чтобы воск надежно закрепился на дереве, внутреннюю поверхность подготовленной формы покрывали насечками. Самым востребованным размером пластин был 9-12 см, такие таблички можно было носить с собой. По краям каждой исписанной церы делалось отверстие для кожаного ремня, которое потом использовалось для соединения пластин между собой.
Писали на церах также не обычно, приходилось выцарапывать тексты на воске, а при необходимости — стирать их и писать новые тексты.Дохристианской письменностью, которая использовалась для письма, иногда и на церах, была примитивная руническая письменность — «черты и резы». Непонятные символы и знаки, составляющие это письмо, почти не сохранились до наших дней.
Более распространенное использование, начиная с IX века, получила привычная нам кириллица. Именно кириллицей писали ученики в княжеских школах, оттачивая свае мастерство на церах, изучая основы письменности и алфавит.
6 июля 1415 года в немецком городе Констанца он был сожжён вместе со своими книгами.
Этому предшествовала критика Гусом церкви тех времён, хотя сам он называл себя её верным сыном.
Огромное влияние на Яна Гуса оказали труды британского реформатора Джона Виклифа.
Гус выступал против многих церковных сборов и говорил, что «собственность должна принадлежать справедливым», провёл реформу чешского правописания.
В результате, он быль объявлен еретиком, на него было наложено Папское проклятие и он был вынужден уехать из Праги в Южную Чехию.
После суда и отказа отречься от своих убеждений, Ян Гус был сожжён.
Его смерть привела к кровопролитным Гуситстким войнам между его сторонниками и католиками.
Католическая церковь до сих пор официально не реабилитировала Яна Гуса, но в 1999 году на симпозиуме в Риме католическая церковь признала Яна Гуса реформатором, а Папа Римский Иоанн Павел II выразил сожаление, что Гус был сожжен.