И вот король Хлодвиг сказал своим: "Я очень обеспокоен тем, что эти ариане владеют частью Галлии. Пойдемте с божьей на них и, победив их, подчиним нашей власти страну". И так как его речь понравилась всем, Хлодвиг, выступив с войском, направился в Пуатье357. Там тогда находился Аларих. Когда часть войска проходила через область Тура, Хлодвиг, из уважения к святому Мартину, приказал, чтобы никто ничего не брал в этой области, кроме травы и воды. Но один из войска, найдя у какого-то бедняка сено, сказал: "Разве король не приказал брать только траву и ничего другого? А ведь это трава и есть. Мы не нарушим приказа короля, если возьмем ее". Когда воин самовольно взял у бедняка сено, об этом стало известно королю. Король в мгновение ока рассек его мечом, сказав при этом: "Как мы можем надеяться на победу, если мы оскорбляем блаженного Мартина? ". Этого было достаточно, чтобы войско больше ничего не брало в этой области. А сам Хлодвиг направил послов в святую базилику и при этом сказал: "Идите туда, может быть, в святом храме будет вам какое-нибудь предзнаменование о победе". Причем он дал им подарки, для того чтобы они положили их в святом месте, и сказал: "Если ты, господи, мне и решил передать в руки мои этот неверный и всегда враждебный тебе народ, то будь милостив ко мне и дай знак при входе в базилику святого Мартина, чтобы я узнал, что ты меня, твоего слугу, счел достойным твоей милости". Слуги поспешили, и когда они приближались к назначенному месту и по приказанию короля уже входили в святую базилику, то в этот момент глава певчих неожиданно пропел следующий антифон358: "Ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восстающих на меня. Ты обратил ко мне тыл врагов моих и истребил ненавидящих меня"359. Услышав этот псалом, послы, воздав благодарность господу и пообещав священные дары блаженному исповеднику, с радостью сообщили об этом королю. Когда же Хлодвиг с войском подошел к реке Вьенне, он совершенно не знал, где ему перейти, так как река от дождей вышла из берегов.
И когда той ночью король молил бога, чтобы тот соблаговолил указать ему место перехода, то рано утром у него на глазах по воле божией вошел в реку олень удивительных размеров, и Хлодвиг узнал, что войско сможет переправиться там, где переходил олень360. А когда король подошел Пуатье, то он издали, еще находясь в лагере, увидел, как из базилики святого Илария появился огненный шар, который будто бы двигался по направлению к нему. Вероятно, это видение означало, что король с света, изливаемого блаженным исповедником Иларием, сможет легче одержать победу над войском еретиков, против которых часто боролся за веру этот епископ. И Хлодвиг настрого приказал всему войску ни там, где оно находилось, ни в пути никого не грабить и ни у кого ничего не отбирать.
Казачество На протяжении нескольких столетий - с конца XV до конца XVIII века - длилась на нашей земле эпоха, названная казацкой. О том, как много значила она в истории Украины, свидетельствует тот факт, что нас, украинцев, и ныне в мире называют казацким народом. Да и сами мы не утратили духовной связи с казаками. Разве случайно и до сих пор мы называем казацкими свои степи, свои песни и печаль, силу и свой характер? Казачество для нас стало воплощением бессмертного украинского духа. Возникновение казачества приходится на времена, когда украинцам, которые не имели собственного государства, угрожало полное уничтожение. Соседние властители стремились расширить свои территории за счёт украинских земель. В особенности жестокими были грабительские походы турецких войск и татарско-ногайских орд. Государства, которые владели украинскими землями, не могли противодействовать вражеским набегам. Силой оказать сопротивление захватчикам, стало казачество. Защищая землю предков, казаки выработали особую военную организацию и самобытную систему управления. Казацкие приёмы ведения боёв на море и на суше, наступательный характер действий обогатили сокровищницу мирового военного искусства. Тем не менее вклад казачества в историю Украины и человечества не только в этом. Ведь во времена, когда основным средством решения любых межгосударственных споров была война, многие народы могли похвалиться победами и боевым мастерством своих рыцарей. Казачество же уникально тем, что, выполняя нелёгкие обязанности защитников родины, казаки оставались неутомимыми тружениками. Они восстанавливали опустошённые земли, возводили храмы и города, растили хлеб и слагали песни. Постепенно продвигаясь на юг, казаки мирно, без завоевания чужих территорий расширяли жизненное пространство нашего народа. За Днепровскими порогами казаки утвердили христианскую казацкую республику - одну из первых республик в тогдашней Европе. Державотворческий опыт казачества был обогащен в Гетманщине - государстве, которое возникло в результате национально-освободительной войны украинского народа против Речи Посполитой. А ещё казацкая эпоха чрезвычайно богата на события и героев. Нас восхищают преисполненные приключений и испытаний судьбы казацких вождей - гетманов, кошевых атаманов, полковников, а также судьбы тогдашних художников, церковнослужителей, учёных - всех, кто творил историю Украины. Они были действительно яркими личностями. Вера в Бога, любовь к родной земле, законы казацкого побратимства - вот что определяет их слова и поступки.
И когда той ночью король молил бога, чтобы тот соблаговолил указать ему место перехода, то рано утром у него на глазах по воле божией вошел в реку олень удивительных размеров, и Хлодвиг узнал, что войско сможет переправиться там, где переходил олень360. А когда король подошел Пуатье, то он издали, еще находясь в лагере, увидел, как из базилики святого Илария появился огненный шар, который будто бы двигался по направлению к нему. Вероятно, это видение означало, что король с света, изливаемого блаженным исповедником Иларием, сможет легче одержать победу над войском еретиков, против которых часто боролся за веру этот епископ. И Хлодвиг настрого приказал всему войску ни там, где оно находилось, ни в пути никого не грабить и ни у кого ничего не отбирать.