т му 2, 2. Подготовьте сообщение обитве на Калке. Почему, по вашему 1. Расскажите о процессе образования Империи Чингисхана. мнению, русские отряды потерпели поражение? е основе информации учебника заполните таблицу «Мон- гольское нашествие на Русь». Направления походов монголов Годы Завоёванные города 4. Расскажите о сопротивлении населения русских земель мон- захватчиков? гольскому войску. Почему защитники Руси не могли остановить 5. Прочитайте отрывок из Тверской летописи о взятии монго- лами города Торжка и ответьте на вопрос. «А за прочими людьми гнались... Селигерским путём до Игна- тьева креста и секли всех людей, как траву, и не дошли до Нов- города всего сто вёрст. Новгород же сохранил Бог и святая и ве- ликая соборная и апостольская церковь Софии...» Чем, в отличие от летописцев, современные историки объясня- ют то, что монгольское войско не пошло на Новгород? 6. Охарактеризуйте последствия монгольского нашествия в рус- ские земли.
Еще одной фундаментальной характеристикой западноевропейского средневекового общества, и, может быть, самой важной, была определенная ментальность людей, характер общественного мировоззрения, и жестко связанный с ним повседневный уклад жизни. Наиболее существенными чертами средневековой культуры были постоянные и резкие контрасты между богатством и бедностью, знатным происхождением и безродностью — все выставлялось напоказ. Общество было наглядным в своей обыденной жизни, в нем было удобно ориентироваться: так, даже по одежде легко определялась принадлежность любого человека к сословию, званию и профессиональному кругу, Особенностью того общества было великое множество ограничений и условностей, но тот, кто мог их "прочитать", знал их код, получал важные дополнительные сведения об окружающей его реальности. Так, каждый цвет в одежде имел свое назначение: голубой трактовался как цвет верности, зеленый — как цвет новой любви, желтый — как цвет враждебности. Исключительно информативными представлялись тогда западно европейцу и сочетания цветов, которые, так же как и фасоны шляпок, чепцов, платья, передавали внутренний настрой человека, его отношение к миру. Итак, символизм — важная характеристика культуры западноевропейского средневекового общества.
Эмоциональная жизнь общества также была контрастной, так как, свидетельствовали сами современники, душа средневекового жителя Западной Европы была необузданной и страстной. Прихожане в церкви могли с плачем молиться часами, потом им это надоедало, и они пускались в пляс здесь же, в храме, сказав святому, перед изображением которого только что стояли на коленях: