европейская (версальская) часть этой системы в значительной степени была сформирована под влиянием политических и военно-стратегических соображений государств-победителей (главным образом, великобритании и франции) при игнорировании интересов побеждённых и вновь образованных стран (австрия, венгрия, югославия, чехословакия, польша, финляндия, латвия, литва, эстония). оформление нового мирового порядка в европе было осложнено российской революцией и хаосом в восточной европе. государства-победители, игравшие основную роль в выработке условий версальского договора, преследовали различные цели. для франции основное значение имело максимальное ослабление германии, что позволяло закрепить французскую гегемонию в европе и обезопасить её восточные границы. великобритания и сша были более заинтересованы в сохранении равновесия сил в европе, что заставляло их в большей степени учитывать интересы германии, которую в условиях распада австро-венгрии, революции в россии, общего национально-революционного подъема и действенной большевистской пропаганды можно было использовать в качестве стабилизирующего фактора в центральной и восточной европе.[1]. в итоге версальские договорённости стали компромиссом между этими крайними позициями за счёт побеждённых, что предопределило становление массовых коммунистических партий и реваншистскую направленность внешней политики германии. при этом и франция пытались использовать новые государства, возникшие в европе, как против большевистской революции, так и против германского реваншизма[1]. в связи с тем, что основой любой системы международных отношений является « сил, понимаемый как конкретно- соотношение удельного веса и влияния входящих в систему государств, и в первую очередь великих держав», отсутствие согласованной позиции великобритании и франции по вопросу о перспективе европейского равновесия и самоустранение сша от участия в функционировании версальской системы, изоляция советской россии () и антигерманская направленность версальской системы (с сохранением деления политической карты европы на победителей и побеждённых) превращали её в и неуниверсальную, тем самым увеличивая потенциал будущего мирового конфликта[1]. первоначальную основу версальско-вашингтонской системы международных отношений в европе составляли: версальский мирный договор (1919) и тесно связанные с ним сен-жерменский мирный договор (1919), нёйиский мирный договор (1919), трианонский мирный договор (1920), севрский мирный договор (1920). вашингтонская система вашингтонская система, распространяющаяся на азиатско-тихоокеанский регион, отличалась несколько большим равновесием, но тоже не была универсальной, поскольку в число её субъектов не были включены и китай, которые могли бы стать гарантами от японского экспансионизма в сотрудничестве с сша и великобританией. нестабильность вашингтонской системы обуславливали неопределённость политического развития китая, милитаристский внешнеполитический курс японии, изоляционизм сша и пр. вашингтонская конференция (ноябрь 1921 — февраль 1922) была созвана для того, чтобы рассмотреть вопросы о после в ходе конференции было установлено новое соотношение сил на дальнем востоке, в основе которого лежало партнёрство великих держав на базе консенсуса по военно-морским проблемам, взаимных гарантий региональных интересов и общих принципов политики в китае. равновесность системы закреплялась новой ролью японии, которая была вынуждена отказаться от союза с великобританией и ограничить свои притязания в китае и россии, но получила гарантии военно-морской безопасности и, таким образом, оказалась в роли основного гаранта вашингтонской системы международных отношений[1]. 13 декабря 1921 года был подписан «договор четырёх государств» (великобритания, сша, франция и япония) о взаимных гарантиях неприкосновенности островных владений её участников в бассейне тихого океана (закрепление статус-кво). «договор пяти государств» (британия, сша, япония, франция и италия) запрещал строительство военных кораблей, тоннаж которых превышал 35 тыс. т., устанавливал соотношение между флотами этих стран за классом линкоров в пропорции 10: 10: 6: 3,5: 3,5, закрепив лидерство первых двух. «договор девяти держав» (сша, британия, франция, япония, италия, бельгия, голландия, португалия и китай) провозглашал принцип уважения суверенитета, территориальной и административной неприкосновенности китая. он обязывал всех участников придерживаться принципов «открытых дверей» и «равных возможностей» в торговле и развитии промышленности на всей территории китая. договоры, заключённые на вашингтонской конференции, дополняли систему договоров, подписанных в 1919—1920 годах между странами-победительницами и странами, которые проиграли первую мировую войну.
одна из особенностей казахских батыров заключается в том, что они являются продолжателями традиций сказателей. вообще традиции сказателей находятся в тесной связи с идеологией батыров. в казахской основная часть известных сказателей-выходцы из династии батыров или личности, сами бывшие известными батырами.
при рассмотрении в системе ценностей места института батыров, присущих традиционному казахскому обществу, нельзя не остановиться на образе аргымаков батыров. одна из основных особенностей батыров – у него должен быть достойный аргымак. «крылья джигита-лошадь»,- гласит народная мудрость. батыры могут добиться больших побед, своих лошадей. поэтому их лошади были достойны батыров: они были умными, костистыми, крупными, незаменимыми.
р.г.липец максимально полно описал о аргымаков батырам в
эпосах и об уходе за ними [3, 120].
привилегированное положение батыров зависело, помимо их личных качеств, от военной удачи, престижных родственных связей и богатства, т.е. размеров той добычи, которую им удавалось захватить во время военных походов в чужие страны, также из числа добровольных сторонников, состоявших большей частью из казахской молодежи. поэтому по своему богатству и политическому влиянию среди казахов некоторые батыры (как например, жаныбек, из рода шакшак племени аргын среднего жуза) превосходили иногда правивших ханов и султанов.
батыры строго придерживались военной этики. здесь одним из кодексов степи, имеющих воспитательное значение была система требований, предъявляемых батырам. эту систему требований можно рассматривать, разделив ее на две части. первая часть- неписанные законы, используемые в ходе войны: при поединке не нарушать очередности, дать разрешение потерпевшему поражение противнику попрощаться с друзьями, умело использовать оружие. в больших сражениях участие батыров в поединке – его основная обязанность. и.ерофеева отмечает, что были свои условия при победе в единоборстве, называться батыром [2].
европейская (версальская) часть этой системы в значительной степени была сформирована под влиянием политических и военно-стратегических соображений государств-победителей (главным образом, великобритании и франции) при игнорировании интересов побеждённых и вновь образованных стран (австрия, венгрия, югославия, чехословакия, польша, финляндия, латвия, литва, эстония). оформление нового мирового порядка в европе было осложнено российской революцией и хаосом в восточной европе. государства-победители, игравшие основную роль в выработке условий версальского договора, преследовали различные цели. для франции основное значение имело максимальное ослабление германии, что позволяло закрепить французскую гегемонию в европе и обезопасить её восточные границы. великобритания и сша были более заинтересованы в сохранении равновесия сил в европе, что заставляло их в большей степени учитывать интересы германии, которую в условиях распада австро-венгрии, революции в россии, общего национально-революционного подъема и действенной большевистской пропаганды можно было использовать в качестве стабилизирующего фактора в центральной и восточной европе.[1]. в итоге версальские договорённости стали компромиссом между этими крайними позициями за счёт побеждённых, что предопределило становление массовых коммунистических партий и реваншистскую направленность внешней политики германии. при этом и франция пытались использовать новые государства, возникшие в европе, как против большевистской революции, так и против германского реваншизма[1]. в связи с тем, что основой любой системы международных отношений является « сил, понимаемый как конкретно- соотношение удельного веса и влияния входящих в систему государств, и в первую очередь великих держав», отсутствие согласованной позиции великобритании и франции по вопросу о перспективе европейского равновесия и самоустранение сша от участия в функционировании версальской системы, изоляция советской россии () и антигерманская направленность версальской системы (с сохранением деления политической карты европы на победителей и побеждённых) превращали её в и неуниверсальную, тем самым увеличивая потенциал будущего мирового конфликта[1]. первоначальную основу версальско-вашингтонской системы международных отношений в европе составляли: версальский мирный договор (1919) и тесно связанные с ним сен-жерменский мирный договор (1919), нёйиский мирный договор (1919), трианонский мирный договор (1920), севрский мирный договор (1920). вашингтонская система вашингтонская система, распространяющаяся на азиатско-тихоокеанский регион, отличалась несколько большим равновесием, но тоже не была универсальной, поскольку в число её субъектов не были включены и китай, которые могли бы стать гарантами от японского экспансионизма в сотрудничестве с сша и великобританией. нестабильность вашингтонской системы обуславливали неопределённость политического развития китая, милитаристский внешнеполитический курс японии, изоляционизм сша и пр. вашингтонская конференция (ноябрь 1921 — февраль 1922) была созвана для того, чтобы рассмотреть вопросы о после в ходе конференции было установлено новое соотношение сил на дальнем востоке, в основе которого лежало партнёрство великих держав на базе консенсуса по военно-морским проблемам, взаимных гарантий региональных интересов и общих принципов политики в китае. равновесность системы закреплялась новой ролью японии, которая была вынуждена отказаться от союза с великобританией и ограничить свои притязания в китае и россии, но получила гарантии военно-морской безопасности и, таким образом, оказалась в роли основного гаранта вашингтонской системы международных отношений[1]. 13 декабря 1921 года был подписан «договор четырёх государств» (великобритания, сша, франция и япония) о взаимных гарантиях неприкосновенности островных владений её участников в бассейне тихого океана (закрепление статус-кво). «договор пяти государств» (британия, сша, япония, франция и италия) запрещал строительство военных кораблей, тоннаж которых превышал 35 тыс. т., устанавливал соотношение между флотами этих стран за классом линкоров в пропорции 10: 10: 6: 3,5: 3,5, закрепив лидерство первых двух. «договор девяти держав» (сша, британия, франция, япония, италия, бельгия, голландия, португалия и китай) провозглашал принцип уважения суверенитета, территориальной и административной неприкосновенности китая. он обязывал всех участников придерживаться принципов «открытых дверей» и «равных возможностей» в торговле и развитии промышленности на всей территории китая. договоры, заключённые на вашингтонской конференции, дополняли систему договоров, подписанных в 1919—1920 годах между странами-победительницами и странами, которые проиграли первую мировую войну.
одна из особенностей казахских батыров заключается в том, что они являются продолжателями традиций сказателей. вообще традиции сказателей находятся в тесной связи с идеологией батыров. в казахской основная часть известных сказателей-выходцы из династии батыров или личности, сами бывшие известными батырами.
при рассмотрении в системе ценностей места института батыров, присущих традиционному казахскому обществу, нельзя не остановиться на образе аргымаков батыров. одна из основных особенностей батыров – у него должен быть достойный аргымак. «крылья джигита-лошадь»,- гласит народная мудрость. батыры могут добиться больших побед, своих лошадей. поэтому их лошади были достойны батыров: они были умными, костистыми, крупными, незаменимыми.
р.г.липец максимально полно описал о аргымаков батырам в
эпосах и об уходе за ними [3, 120].
привилегированное положение батыров зависело, помимо их личных качеств, от военной удачи, престижных родственных связей и богатства, т.е. размеров той добычи, которую им удавалось захватить во время военных походов в чужие страны, также из числа добровольных сторонников, состоявших большей частью из казахской молодежи. поэтому по своему богатству и политическому влиянию среди казахов некоторые батыры (как например, жаныбек, из рода шакшак племени аргын среднего жуза) превосходили иногда правивших ханов и султанов.
батыры строго придерживались военной этики. здесь одним из кодексов степи, имеющих воспитательное значение была система требований, предъявляемых батырам. эту систему требований можно рассматривать, разделив ее на две части. первая часть- неписанные законы, используемые в ходе войны: при поединке не нарушать очередности, дать разрешение потерпевшему поражение противнику попрощаться с друзьями, умело использовать оружие. в больших сражениях участие батыров в поединке – его основная обязанность. и.ерофеева отмечает, что были свои условия при победе в единоборстве, называться батыром [2].