После смерти князя игоря верховная власть в государстве сосредотачивается в руках его вдовы ольги, которая принимает христианство. уже в.н.татищев, опиравшийся на летописные памятники, и в частности на иоакимовскую летопись, склонен был рассматривать крещение ольги как важнейший шаг в деле утверждения христианства на руси. он считал, что после крещения ольги « многие крестились…паче же ольга, как владетельная, могла многих верных ей вельмож склонить, особливо бывшие с нею в цареграде…» макарий полагал, что ольга ездила в константинополь, будучи внутренне подготовленной к принятию христианства. она крестилась в византии вовсе не потому, что боялась киевских язычников. просто ольга желала «принять свет в самом источнике его». по возвращении из царьграда она стала распространять христианство на руси: свергла идолов, создавала христианские церкви. только противодействие святослава помешало ей сделать русь христианской державой. в 957 году ольга поехала в константинополь язычницей, не имея ещё твердого намерения принять христианство. но пораженная там «величием греческой религии», крестилась. возвратившись на родину, она попыталась склонить к христианству святослава, но он остался верен язычеству. но те, кто хотел креститься, тому не запрещали, а только смеялись над ним. это повлияло на дальнейшее распространение христианства в киевском государстве. началась борьба между христианством и язычеством. на ольгу благотворно повлияло проповедничество варягов-христиан, проживавших в киеве. по политическим причинам она не могла открыть сразу же после смерти игоря свои убеждения. ольга тайно крестилась в киеве, а в константинополь прибыла христианкой после сложения с себя регентских обязанностей и передачи власти святославу. после крещения она стала ниспровергать языческих идолов.[9] русь во времена ольги не была подготовлена к перевороту в идеологии, который был связан с принятием новой религии. поэтому княгиня осталась одинокой христианкой даже в своей семье. при ольге христианство на руси было лишь едва «терпимой полудозволенной» религией. само обращение княгини в христианство левченко связывал с попыткой правительства установить более тесные отношения с византией, в первую очередь торговые. принимая христианство, ольга предполагала сделать его государственной религией, но этому помешала византийская церковно-политическая концепция, согласно которой «любой народ, принявший христианство из рук греков, становился вассалом греческого императора, политически зависимым народом или государством. правительство не хотело таких неравноправных отношений с византийской державой. выбор христианского имени княгини ольги не был случайным. ольга была наречена при крещении еленой в честь матери константина великого, считавшейся «равноапостольной». наречение княгини при крещении еленой прозрачно намекало на устремление византии установить с её христианство на руси как официальную религию и тем самым поставить молодое, но могучее славянское государство в вассальные отношения к цесарю византии. византийцам не удалось исполнить задуманное. ольга действительно думала об организации церкви на руси и меду двумя тогдашними христианскими центрами – константинополем и римом. попытку ольги ввести христианство на руси следует расценивать как охранительную государственную меру с целью княжеской власти и подавления народных масс.[10] при святославе (957- сыне ольги и игоря, возрос международный престиж киева. концу второй половины x века процесс централизации киевского государства был завершен. святослав известен как воин, завоевавший волжскую болгарию. в основанный им город переяславец на дунае он пытался даже перенести столицу своего государства вопреки интересам византии. святослав разгромил хазарское царство, разбил ясов и касагов (черкесы) на северном кавказе и укрепил восточные и южные границы киевского княжества. на берегу азовского моря он основал город тмутаракань. с именем святослава связаны не только военные успехи. при нем обострились отношения с византией. разгром хазарского государства открыл границы для набегов печенегов, которые и убили князя, застав его врасплох на пути из византии в киев, недалеко от днепровских порогов.
Язы́чество — принятый в христианском богословии и частично в термин, обозначающий традиционные и нехристианские религии. в более узком смысле, язычество —политеистические религии. терминязычество происходит из нового завета, в котором под язычеством подразумевались народы или «языки», противополагаемые первохристианским общинам. как правило, учёные избегают использования термина «язычество» из-за неопределённости и разнообразия смыслов, предпочитая более точные термины, такие как политеизм, шаманизм, тотемизм,анимизм. в настоящее время церковнославянское слово «язычество» в научной заменяется термином «этническая религия». конфуциа́нство — этико-философское учение, разработанное конфуцием (551—479 до н. э.) и развитое его последователями, вошедшее в религиозный комплекс китая, кореи,японии и некоторых других стран. конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией,научной традицией, образом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда — как религия. будди́зм —религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около vi века до н. э. в древней индии. основателем учения считается сиддхартха гаутама, впоследствии получивший имя будда шакьямуни. иудаи́зм, иуде́йство — религиозное, национальное и этическое мировоззрение, сформировавшееся у еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества. христиа́нство —авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении иисуса христа, описанных в новом завете. христиане верят, что иисус из назарета есть мессия, сын божий и спаситель человечества. христиане не сомневаются в иисуса христа. исла́м — самая молодая и вторая по численности после христианства мироваямонотеистическая авраамическаярелигия. число — около 1,5 млрд человек, проживающих в более чем 120 странах мира. в 28 странах ислам является государственной или официальной религией. большинство мусульман (85-90 %) составляют сунниты, остальные — шииты, ибадиты. основатель ислама —мухаммед (ум. в 632 году).священная книга — коран. второй важнейший источник исламского вероучения и права — сунна, представляющая совокупность преданий (хадис) об изречениях и деяниях пророка мухаммеда. язык богослужения — арабский. ислама называют мусульманами.