Скифы — ираноязычная народность. Они занимали область между низовьями Дуная и устьем Дона, где к концу VII в. до н. э. сложился их племенной союз. Скифское государство, возникшее на грани V и IV вв. до н. э. и просуществовавшее до III в. н. э., являлось государством рабовладельческого типа, сохранившим пережитки первобытнообщинного строя. Частная собственность сосредоточивалась прежде всего в руках племенных вождей и старейшин племен. Так зарождалась родовая знать. Внутри нее, в свою очередь, выделялись царские семьи, жреческая и военная аристократия — царские скифы. Остальное население Скифии состояло из свободных общинников. Они несли военную службу, платили различные дани и выполняли повинности. В наихудшем положении находились скифы-пахари, зависимые не только от царских скифов, но и от кочевников, которым они уплачивали оброк за пользование землей. В городах основную массу населения составляли свободные ремесленники, а также купцы. Основным источником пополнения рабов было покорение оседлых племен. Рабы применялись главным образом в домашнем хозяйстве, а также для охраны стад. По мере разложения первобытнообщинного строя рабство начинает терять свой патриархальный характер. Усиление эксплуатации рабов вызывало их восстания, которые подавлялись с исключительной жестокостью. По свидетельству Геродота, восставшие рабы были распяты на крестах. У скифов уже существовала царская власть. Однако кандидатуры царя и его преемников утверждались народным собранием. Оно же, а также совет старейшин и племенных вождей решали важнейшие государственные вопросы. По свидетельству Геродота и латинских писателей I в., скифы имели установившиеся обычаи и законы. «Скифы, — пишет Геродот, — ревниво избегают заимствования чужеземных обычаев, причем не только от других народов, но и в особенности от эллинов». По скифскому праву уже существовала частная собственность на стада, посевы, жилища. Представители кочевой аристократии, особенно жрецы, получали огромные участки земли с сидящими на них земледельцами. Право частной собственности на движимые вещи предполагало развитие обязательственного права. Договоры скреплялись клятвой. Брачно-семейное право характеризовалось господством патриархата. Жена находилась под властью мужа. После его смерти жена переходила в составе имущества в собственность наследника. В наследственном праве господствовал минорат, т. е. переход отцовского хозяйства в руки наследника сына.
Одной из характерных черт общества как особого типа социальной общности является, на что уже обращалось внимание, устойчивость, длительность существования, силовое производство. Не менее важной четой всего общества (и общества как такового, т.е. как мирового сообщества людей и как специфичной части природы) является его подвижность, изменчивость, развитие. Общество - это целостный, сохраняющийся длительное время живой организм.В социологии сложность и существует целый ряд концепций, в которых делается попытка осмыслить динамичную сторону общества, его изменение и развитие.В XIX веке под влиянием дарвинизма прочные позиции в социологии занял эволюционизм, система взглядов, признающая объективный характер социального развития. Если эволюция общества – естественноисторический процесс, то роль ученого виделась в выявлении основных параметров происходящих трансформаций, в поисках того решающего звена, модификация которого влечет за собой изменение всего облика общества.
Частная собственность сосредоточивалась прежде всего в руках племенных вождей и старейшин племен. Так зарождалась родовая знать. Внутри нее, в свою очередь, выделялись царские семьи, жреческая и военная аристократия — царские скифы.
Остальное население Скифии состояло из свободных общинников. Они несли военную службу, платили различные дани и выполняли повинности. В наихудшем положении находились скифы-пахари, зависимые не только от царских скифов, но и от кочевников, которым они уплачивали оброк за пользование землей.
В городах основную массу населения составляли свободные ремесленники, а также купцы.
Основным источником пополнения рабов было покорение оседлых племен. Рабы применялись главным образом в домашнем хозяйстве, а также для охраны стад. По мере разложения первобытнообщинного строя рабство начинает терять свой патриархальный характер. Усиление эксплуатации рабов вызывало их восстания, которые подавлялись с исключительной жестокостью. По свидетельству Геродота, восставшие рабы были распяты на крестах.
У скифов уже существовала царская власть. Однако кандидатуры царя и его преемников утверждались народным собранием. Оно же, а также совет старейшин и племенных вождей решали важнейшие государственные вопросы.
По свидетельству Геродота и латинских писателей I в., скифы имели установившиеся обычаи и законы. «Скифы, — пишет Геродот, — ревниво избегают заимствования чужеземных обычаев, причем не только от других народов, но и в особенности от эллинов». По скифскому праву уже существовала частная собственность на стада, посевы, жилища. Представители кочевой аристократии, особенно жрецы, получали огромные участки земли с сидящими на них земледельцами. Право частной собственности на движимые вещи предполагало развитие обязательственного права. Договоры скреплялись клятвой. Брачно-семейное право характеризовалось господством патриархата. Жена находилась под властью мужа. После его смерти жена переходила в составе имущества в собственность наследника. В наследственном праве господствовал минорат, т. е. переход отцовского хозяйства в руки наследника сына.