уха́р жыра́у Калкама́нулы (каз. Бұқар жырау Қалқаман ұлы), (1693 — 1787,[1] по другим данным — 1668—1781[2]) — казахский акын, жырау, бий, видный представитель казахского устно-поэтического творчества. Главный советник легендарного казахского хана Абылая.
Содержание
1 Биография
2 Творчество
3 Память
4 Примечания
5 Ссылки
Биография
Родился Бухар жырау в 1668 (по другим данным 1685 или даже 1693) году. Происходит из подрода Каржас рода Суйиндык племени Аргын Среднего жуза.
Бухар жырау родился на территории нынешней Республики Узбекистан в урочище Елибай вблизи Бухары. Поэтому название местности, где родился ребёнок, по старой тюркской традиции было дано ему как имя.
Как гласит предание, имя рождённому дал знаменитый казахский мудрец — Анет баба, к которому обратился счастливый отец для наречения младенца, и дал благословение («бата»): «Если ты родился в Бухаре, пусть имя будет Бухар. Оседлай скакуна -тулпар, пусть звонким будет твой голос, и народ внимательно внемлет ему»[3]
Отец Бухара Калкаман был батыром, принимал участие в сражениях против племени джунгар (калмыков, ойраты).
Калкаман-батыр, отец Бухара, уже в юном возрасте отдал будущего жырау на учёбу в медресе Кокелдаш в Бухаре. В 1700 году юноша Бухар окончил медресе. Затем он продолжил учёбу в высшем ведущем мусульманском заведении Сирии в Дамаске. После окончания этого учебного заведения, он в 22-летнем возрасте уже сформировавшимся философом возвращается в свой родной город. Здесь эмир принимает его на должность своего главного советника.
Когда к власти Джунгарского ханства пришёл хунтайджи Цэван-Рабдан (1697—1727 гг.), отношения Казахского ханства с ним резко обострилось, и началось вторжение джунгаров на казахскую землю. Бухар в этот период переезжает в город Туркестан, столицу Казахского ханства. Здесь ему была предложена должность мударисса (факих, преподаватель медресе, знаток методики юриспруденции и этико-правовых норм ислама) в медресе, расположенном в 25 км северо-западнее Туркестана в небольшом городке Карнак. В этом медресе ученики изучали арабский, персидский и тюркский языки. Бухар вводит в программу обучения медресе новые учебные дисциплины: усул (законодательное право), фараиз (порядок о праве собственности), мантык (учение о логике, мышлении, словесной дискуссии) и наху (углублённое изучение грамматики арабского языка). Кроме того, он, чтобы ученики лучше понимали основные правила мусульманского шариата, излагает их содержание песнями на казахском языке.
Известно, что Бухар жырау участвовал в составлении законов Тауке-хана «Жеты Жаргы» («Семь установлений»).
Бухар вместе с выдающимися глашатаями единства казахского народа Толе би, Казыбек би, Айтеке би принимает участие в создании первого в истории Казахстана свода юридических законов «Жеты Жаргы» («Семь установлений»), который в 1710 году был одобрен на Каракумском съезде казахских биев трёх (Старшего, Среднего, Младшего) жузов. Текст «Жеты жаргы» содержал нормы административного, уголовного и гражданского права, а также положения о налогах, семье и браке, землепользовании, спорах собственности, охватывая таким образом, различные стороны жизни казахского общества. По этому закону за биями устанавливалась полнота судебной власти.
Впоследствии Бухар жырау стал одним из влиятельнейших биев при дворе хана Тауке.
1.Социально-политическое движение против феодализма в Зап. Европе в XVI в., принявшее форму религиозной борьбы против католической церкви и папской власти
2:
1)Одной из главнейших причин, которые в начале XVI в. привели к масштабной и, как потом выяснилось, непоправимой перекройке всей карты западного христианского мира, необходимо назвать тотальное падение нравов в среде Римо-Католической Церкви.
2)Второй важной причиной, которая сделала возможной Реформацию, можно назвать состояние богословской науки, которая на то время представляла собой лабиринт из разного рода крайне витиеватых учений и схоластических тонкостей, которые не имели никакого отношения к реальной повседневной жизни людей.
3)Третьей причиной и важнейшей предпосылкой для возникновения Реформации вполне можно считать изобретение книгопечатания, которое, как известно, было осуществлено Иоганном Гуттенбергом в середине XV в. В 1445 г. в Майнце Гуттенберг создал печатный станок, а уже через 11 лет, в 1456 г., была впервые издана печатная латинская Библия. И именно это открытие имело огромное значение потому, что оно дало возможность относительно недорого, а главное, быстро распространять по Европе идеи реформаторов
4)Также нельзя не упомянуть и о политическом аспекте Реформации. К началу XVI в. власть папы Римского во многих европейских государствах заметно уменьшилась, поскольку там сложились монархии, близкие по своему внутреннему устройству к абсолютным. Понятно, что монархи не хотели делить власть с далёким Римским понтификом, и поэтому всячески пытались укрепить и абсолютизировать собственные политические позиции в своём государстве. Таким образом отчуждение некоторых европейских государств от Рима было как религиозным, так и политическим. Именно поэтому некоторые отцы-основатели Реформации смогли реализовать свой замысел во многом благодаря мощной поддержке со стороны представителей местной политической элиты.
3.Учения Мартина Лютера
Лютер объявил несостоятельным католический догмат о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между Богом и человеком.*Единственным путём души для христианина является вера, дарованная ему непосредственно Богом*
Лютер заявил об отвержении авторитета папских декретов и посланий и призвал считать главным источником христианских истин не институциональную церковь, а Библию. Антропологический компонент учения Лютер сформулировал как «христианскую свободу»: свобода души не зависит от внешних обстоятельств, но исключительно от воли Бога.
Одним из центральных и востребованных положений взглядов Лютера считается концепция "призвания"(*Бог предназначает людей к тому или иному виду деятельности, вкладывая в них различные таланты или и долг человека прилежно трудиться, исполняя своё призвание.*)
Основной целью тезисов было показать, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, они должны лишь направлять паству и являть собой пример истинных христиан. «Человек душу не через Церковь, а через веру», — писал Л
уха́р жыра́у Калкама́нулы (каз. Бұқар жырау Қалқаман ұлы), (1693 — 1787,[1] по другим данным — 1668—1781[2]) — казахский акын, жырау, бий, видный представитель казахского устно-поэтического творчества. Главный советник легендарного казахского хана Абылая.
Содержание
1 Биография
2 Творчество
3 Память
4 Примечания
5 Ссылки
Биография
Родился Бухар жырау в 1668 (по другим данным 1685 или даже 1693) году. Происходит из подрода Каржас рода Суйиндык племени Аргын Среднего жуза.
Бухар жырау родился на территории нынешней Республики Узбекистан в урочище Елибай вблизи Бухары. Поэтому название местности, где родился ребёнок, по старой тюркской традиции было дано ему как имя.
Как гласит предание, имя рождённому дал знаменитый казахский мудрец — Анет баба, к которому обратился счастливый отец для наречения младенца, и дал благословение («бата»): «Если ты родился в Бухаре, пусть имя будет Бухар. Оседлай скакуна -тулпар, пусть звонким будет твой голос, и народ внимательно внемлет ему»[3]
Отец Бухара Калкаман был батыром, принимал участие в сражениях против племени джунгар (калмыков, ойраты).
Калкаман-батыр, отец Бухара, уже в юном возрасте отдал будущего жырау на учёбу в медресе Кокелдаш в Бухаре. В 1700 году юноша Бухар окончил медресе. Затем он продолжил учёбу в высшем ведущем мусульманском заведении Сирии в Дамаске. После окончания этого учебного заведения, он в 22-летнем возрасте уже сформировавшимся философом возвращается в свой родной город. Здесь эмир принимает его на должность своего главного советника.
Когда к власти Джунгарского ханства пришёл хунтайджи Цэван-Рабдан (1697—1727 гг.), отношения Казахского ханства с ним резко обострилось, и началось вторжение джунгаров на казахскую землю. Бухар в этот период переезжает в город Туркестан, столицу Казахского ханства. Здесь ему была предложена должность мударисса (факих, преподаватель медресе, знаток методики юриспруденции и этико-правовых норм ислама) в медресе, расположенном в 25 км северо-западнее Туркестана в небольшом городке Карнак. В этом медресе ученики изучали арабский, персидский и тюркский языки. Бухар вводит в программу обучения медресе новые учебные дисциплины: усул (законодательное право), фараиз (порядок о праве собственности), мантык (учение о логике, мышлении, словесной дискуссии) и наху (углублённое изучение грамматики арабского языка). Кроме того, он, чтобы ученики лучше понимали основные правила мусульманского шариата, излагает их содержание песнями на казахском языке.
Известно, что Бухар жырау участвовал в составлении законов Тауке-хана «Жеты Жаргы» («Семь установлений»).
Бухар вместе с выдающимися глашатаями единства казахского народа Толе би, Казыбек би, Айтеке би принимает участие в создании первого в истории Казахстана свода юридических законов «Жеты Жаргы» («Семь установлений»), который в 1710 году был одобрен на Каракумском съезде казахских биев трёх (Старшего, Среднего, Младшего) жузов. Текст «Жеты жаргы» содержал нормы административного, уголовного и гражданского права, а также положения о налогах, семье и браке, землепользовании, спорах собственности, охватывая таким образом, различные стороны жизни казахского общества. По этому закону за биями устанавливалась полнота судебной власти.
Впоследствии Бухар жырау стал одним из влиятельнейших биев при дворе хана Тауке.
Объяснение:
1.Социально-политическое движение против феодализма в Зап. Европе в XVI в., принявшее форму религиозной борьбы против католической церкви и папской власти
2:
1)Одной из главнейших причин, которые в начале XVI в. привели к масштабной и, как потом выяснилось, непоправимой перекройке всей карты западного христианского мира, необходимо назвать тотальное падение нравов в среде Римо-Католической Церкви.
2)Второй важной причиной, которая сделала возможной Реформацию, можно назвать состояние богословской науки, которая на то время представляла собой лабиринт из разного рода крайне витиеватых учений и схоластических тонкостей, которые не имели никакого отношения к реальной повседневной жизни людей.
3)Третьей причиной и важнейшей предпосылкой для возникновения Реформации вполне можно считать изобретение книгопечатания, которое, как известно, было осуществлено Иоганном Гуттенбергом в середине XV в. В 1445 г. в Майнце Гуттенберг создал печатный станок, а уже через 11 лет, в 1456 г., была впервые издана печатная латинская Библия. И именно это открытие имело огромное значение потому, что оно дало возможность относительно недорого, а главное, быстро распространять по Европе идеи реформаторов
4)Также нельзя не упомянуть и о политическом аспекте Реформации. К началу XVI в. власть папы Римского во многих европейских государствах заметно уменьшилась, поскольку там сложились монархии, близкие по своему внутреннему устройству к абсолютным. Понятно, что монархи не хотели делить власть с далёким Римским понтификом, и поэтому всячески пытались укрепить и абсолютизировать собственные политические позиции в своём государстве. Таким образом отчуждение некоторых европейских государств от Рима было как религиозным, так и политическим. Именно поэтому некоторые отцы-основатели Реформации смогли реализовать свой замысел во многом благодаря мощной поддержке со стороны представителей местной политической элиты.
3.Учения Мартина Лютера
Лютер объявил несостоятельным католический догмат о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между Богом и человеком.*Единственным путём души для христианина является вера, дарованная ему непосредственно Богом*
Лютер заявил об отвержении авторитета папских декретов и посланий и призвал считать главным источником христианских истин не институциональную церковь, а Библию. Антропологический компонент учения Лютер сформулировал как «христианскую свободу»: свобода души не зависит от внешних обстоятельств, но исключительно от воли Бога.
Одним из центральных и востребованных положений взглядов Лютера считается концепция "призвания"(*Бог предназначает людей к тому или иному виду деятельности, вкладывая в них различные таланты или и долг человека прилежно трудиться, исполняя своё призвание.*)
Основной целью тезисов было показать, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, они должны лишь направлять паству и являть собой пример истинных христиан. «Человек душу не через Церковь, а через веру», — писал Л
Объяснение: