Страницы газет пестрели совершенно невероятными, с точки зрения современного читателя, статьями о преследованиях сельских обывателей, торговавших на рынке.
В одной из них шла речь о злоключениях учителя-пенсионера из Астраханской области. В 1962 г. его судили за «частное предпринимательство». Старый учитель «сумел получить два земельных участка, устроил на них теплицы, развел огромный огород. Он стал торговать ранними овощами в северных областях страны. Следствие не установило в его действиях обычного криминала: он не был уличен в грабеже, хищениях и т. д. И все же суд решил: имущество конфисковать, а владельца заниматься полезным для общества трудом».
Мнения присутствовавших в зале суда разделились. Одни одобряли приговор, другие спрашивали: «За что судили? Он ничего не воровал, свое продавал!» И тут автор статьи нравоучительно заключал: «Да, эти люди ничего не крали, никого не грабили, но они давно уже стали рабами личной собственности, которая превратилась для них в идола. И кто знает, не осуди бывшего учителя за стяжательство, он при известных обстоятельствах мог бы вступить на более опасный путь…»
1. Чем руководствовались судебные органы при вынесении приговора?
2. О какой опасности говорит автор статьи?
3. Как вы понимаете термин «стяжательство»?
4. Справедливо ли на ваш взгляд принятое судом решение? Почему?
5. Какое решение в ходе судебного процесса было бы принято в наше время?
НАЦИОНАЛЬНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА III
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся
Какие особенности имела политика Александра III по отношению к различным народам Российской империи?
1. Религиозная политика Александра III
При Александре III религиозную политику правительства определял обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев. Он был сторонником идеи единения церкви и государства и отводил православию решающую роль в деле укрепления самодержавной власти.
Обеспокоенный ростом атеистических настроений в стране, обер-прокурор первым делом восстановил закрытые в 1860—1870-е гг. церковные приходы, а также открыл новые. За время царствования Александра III в Российской империи ежегодно возводилось до 250 церквей, на 22 % увеличилась численность священнослужителей.
Победоносцев стремился распространить православие среди нерусских народов империи. При нём оживилась деятельность православных миссий, умножилось число церковных журналов, выросли тиражи духовной литературы.
Обер-прокурор рекомендовал священникам проводить доверительные беседы с прихожанами, устраивать библиотеки при церквах, заниматься благотворительностью. Большое значение Победоносцев придавал также проведению торжеств по случаю различных церковных и государственных юбилеев.
В августе 1884 г. был издан новый устав духовных академий и семинарий, который ликвидировал введённую императором Александром II автономию этих учебных заведений, а также выборность ректоров и профессоров. Усиливался надзор государственных органов за духовными учебными заведениями. В 1890 г. Синод направил специальное предписание епископам, обязавшее их строго следить за тем, чтобы в духовные учебные заведения не проникали «неблагонадёжные» газеты и журналы.
В 1883 г. был издан закон, окончательно уравнявший старообрядцев в правах с остальными подданными Российской империи. Они получили паспорта, возможность владеть предприятиями, торговать, нанимать рабочих и служащих, иметь иконописные мастерские. Старообрядцам было предоставлено право проводить богослужение согласно своим обрядам. Однако им запрещалось сооружать колокольни, устраивать шествия с иконами, хоругвями и песнопениями за пределами церковного двора, а главное — распространять своё учение среди православного населения.
В то же время те вероисповедания, которые Победоносцев признавал опасными для православия, подвергались гонениям. Особую суровость обер-прокурор Синода проявлял к представителям сектантского движения. Особенно нетерпимым было отношение к тем, кто официально числился обращённым в православие, но на деле продолжал исповедовать прежнюю религию.
Лист из архива:
Страницы газет пестрели совершенно невероятными, с точки зрения современного читателя, статьями о преследованиях сельских обывателей, торговавших на рынке.
В одной из них шла речь о злоключениях учителя-пенсионера из Астраханской области. В 1962 г. его судили за «частное предпринимательство». Старый учитель «сумел получить два земельных участка, устроил на них теплицы, развел огромный огород. Он стал торговать ранними овощами в северных областях страны. Следствие не установило в его действиях обычного криминала: он не был уличен в грабеже, хищениях и т. д. И все же суд решил: имущество конфисковать, а владельца заниматься полезным для общества трудом».
Мнения присутствовавших в зале суда разделились. Одни одобряли приговор, другие спрашивали: «За что судили? Он ничего не воровал, свое продавал!» И тут автор статьи нравоучительно заключал: «Да, эти люди ничего не крали, никого не грабили, но они давно уже стали рабами личной собственности, которая превратилась для них в идола. И кто знает, не осуди бывшего учителя за стяжательство, он при известных обстоятельствах мог бы вступить на более опасный путь…»
1. Чем руководствовались судебные органы при вынесении приговора?
2. О какой опасности говорит автор статьи?
3. Как вы понимаете термин «стяжательство»?
4. Справедливо ли на ваш взгляд принятое судом решение? Почему?
5. Какое решение в ходе судебного процесса было бы принято в наше время?
НАЦИОНАЛЬНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА III
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся
Какие особенности имела политика Александра III по отношению к различным народам Российской империи?
1. Религиозная политика Александра III
При Александре III религиозную политику правительства определял обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев. Он был сторонником идеи единения церкви и государства и отводил православию решающую роль в деле укрепления самодержавной власти.
Обеспокоенный ростом атеистических настроений в стране, обер-прокурор первым делом восстановил закрытые в 1860—1870-е гг. церковные приходы, а также открыл новые. За время царствования Александра III в Российской империи ежегодно возводилось до 250 церквей, на 22 % увеличилась численность священнослужителей.
Победоносцев стремился распространить православие среди нерусских народов империи. При нём оживилась деятельность православных миссий, умножилось число церковных журналов, выросли тиражи духовной литературы.
Обер-прокурор рекомендовал священникам проводить доверительные беседы с прихожанами, устраивать библиотеки при церквах, заниматься благотворительностью. Большое значение Победоносцев придавал также проведению торжеств по случаю различных церковных и государственных юбилеев.
В августе 1884 г. был издан новый устав духовных академий и семинарий, который ликвидировал введённую императором Александром II автономию этих учебных заведений, а также выборность ректоров и профессоров. Усиливался надзор государственных органов за духовными учебными заведениями. В 1890 г. Синод направил специальное предписание епископам, обязавшее их строго следить за тем, чтобы в духовные учебные заведения не проникали «неблагонадёжные» газеты и журналы.
В 1883 г. был издан закон, окончательно уравнявший старообрядцев в правах с остальными подданными Российской империи. Они получили паспорта, возможность владеть предприятиями, торговать, нанимать рабочих и служащих, иметь иконописные мастерские. Старообрядцам было предоставлено право проводить богослужение согласно своим обрядам. Однако им запрещалось сооружать колокольни, устраивать шествия с иконами, хоругвями и песнопениями за пределами церковного двора, а главное — распространять своё учение среди православного населения.
В то же время те вероисповедания, которые Победоносцев признавал опасными для православия, подвергались гонениям. Особую суровость обер-прокурор Синода проявлял к представителям сектантского движения. Особенно нетерпимым было отношение к тем, кто официально числился обращённым в православие, но на деле продолжал исповедовать прежнюю религию.