Православные монастыри сыграли огромную роль в культурной, политической и хозяйственной истории Руси, России. В нашей стране – как, впрочем, и в других странах христианского мира – обители монахов всегда были не только местами молитвенного служения Богу, но и центрами культуры, просвещения; во многие периоды отечественной истории монастыри оказывали заметное воздействие на политическое развитие страны, на хозяйственную жизнь людей. Одним из таких периодов было время консолидации русских земель вокруг Москвы, время расцвета православного искусства и переосмысления культурной традиции, связывавшей Киевскую Русь с Московским царством, время колонизации новых земель и приобщения к православию новых народов. На протяжении XV и XVI столетий лесистый север страны покрывался сетью крупных монастырских хозяйств, около которых постепенно оседало крестьянское население. Так начиналось мирное освоение огромных пространств. Оно шло одновременно с широкой просветительской и миссионерской деятельностью. Епископ Стефан Пермский проповедовал по Северной Двине среди коми, для которых создал азбуку и перевел Евангелие. Преподобные Сергий и Герман основали Валаамский Преображенский монастырь на островах в Ладожском озере и проповедовали среди карельских племен. Преподобные Савватий и Зосима положили начало крупнейшему на Севере Европы Соловецкому Преображенскому монастырю. Святой Кирилл создал монастырь в Белоозерском крае. Святой Феодорит Кольский крестил финское племя топарей и создал для него азбуку. Его миссию в середине XVI в. продолжил святой Трифон Печенегский, основавший монастырь на северном побережье Кольского полуострова. Появились в XV-XVI вв. и многие другие монастыри. В них шла большая просветительская работа, переписывались книги, развивались самобытные школы иконописи, фресковой живописи. В монастырях писались иконы, которые наряду с фресками и мозаикой составляли тот жанр живописного искусства, что был разрешен церковью и всячески поощрялся ею. Выдающиеся живописцы древности отражали в иконе и религиозные сюжеты, и свое видение окружающего мира, запечатлевали в красках не одни христианские догматы, но и собственное отношение к актуальным проблемам современности. Поэтому древнерусское живописное искусство вышло за узкие рамки церковной улитарности и стало важным средством художественного отражения своей эпохи – явлением не только чисто религиозной жизни, но и общекультурной. XIV – начало XV вв. – это время расцвета иконописи. Именно в ней русским художникам удалось полностью выразить характер страны и народа, подняться до высот мировой культуры. Корифеями же иконописи, безусловно, являлись Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий. Благодаря их творчеству русская икона стала не только предметом живописи, но и философских дискуссий; она о много говорит не только искусствоведам, но и социальным психологам, стала составной частью жизни русского народа. Провидение крайне редко распоряжается таким образом, что на протяжении 150 лет один за другим живут и творят великие деятели культуры. России XIV- XV вв. в этом отношении повезло – у нее были Ф. Грек, А. Рублев, Дионисий. Первым звеном в этой цепи оказался Феофан – философ, книжник, иллюстратор, иконописец, который попал на Русь уже сложившимся, но не застывшим в темах и приемах письма мастером. Он не спорил со временем и заказчиками, и учил жизни и хитростям своей профессии русских художников, в том числе, вероятно, и Андрея Рублева.
Для сдерживания революционного движения правительство применило такое средство как Государственная Дума, которая могла стать основой российского парламентаризма. Однако революционный кризис в стране и радикальный состав I думы определили остроту развернувшейся в ней борьбы (апрель–июль 1906г. ) . 13 мая 1906 г. правительство Горемыкина в своей декларации отвергло пожелание кадетов о создании кабинета министров, ответственного перед думой, о расширении законодательных прав думы и политической амнистии. Кульминационным пунктом деятельности этой думы было обсуждение вопроса о земле. Правительством были полностью отвергнуты проекты всех партий, посягнувших на помещичью землю. А 8 июля Николай II распустил думу, обвинив ее в посягательстве на права монарха и в якобы незаконных действиях – обращении к населению.
II Государственная Дума (январь–февраль 1907 г. ) , которая была еще радикальнее, чем предыдущая, также не была результативна. Консервативные партии объединились, чтобы не допустить принятия аграрного закона, направленного против помещичьей собственности. Тактика кадетов определялась лозунгом "берегите думу" и означала на деле поддержку царизма. В свою аграрную программу кадеты внесли ряд изменений и приблизили ее к столыпинской. Трудовики выступили за полную отмену столыпинского аграрного законодательства, за национализацию всей земли и передачу ее крестьянам фактически без выкупа. Как и в I думе, трудовики требовали создания местных земельных комитетов на основе всеобщего избирательного права, обеспечивающих защиту интересов народа. Большевики в думе защищали дело крестьянской революции, что и решило судьбу социал-демократической думской фракции, которая в ночь на 3 июня 1907 г. была арестована по ложному обвинению в подготовке государственного переворота. Дума была распущена и опубликован новый избирательный закон.
политической и хозяйственной истории Руси, России. В нашей стране – как,
впрочем, и в других странах христианского мира – обители монахов всегда
были не только местами молитвенного служения Богу, но и центрами культуры,
просвещения; во многие периоды отечественной истории монастыри оказывали
заметное воздействие на политическое развитие страны, на хозяйственную
жизнь людей. Одним из таких периодов было время консолидации русских земель вокруг
Москвы, время расцвета православного искусства и переосмысления культурной
традиции, связывавшей Киевскую Русь с Московским царством, время
колонизации новых земель и приобщения к православию новых народов. На протяжении XV и XVI столетий лесистый север страны покрывался
сетью крупных монастырских хозяйств, около которых постепенно оседало
крестьянское население. Так начиналось мирное освоение огромных
пространств. Оно шло одновременно с широкой просветительской и
миссионерской деятельностью. Епископ Стефан Пермский проповедовал по Северной Двине среди коми, для
которых создал азбуку и перевел Евангелие. Преподобные Сергий и Герман
основали Валаамский Преображенский монастырь на островах в Ладожском
озере и проповедовали среди карельских племен. Преподобные Савватий и
Зосима положили начало крупнейшему на Севере Европы Соловецкому
Преображенскому монастырю. Святой Кирилл создал монастырь в Белоозерском
крае. Святой Феодорит Кольский крестил финское племя топарей и создал для
него азбуку. Его миссию в середине XVI в. продолжил святой Трифон
Печенегский, основавший монастырь на северном побережье Кольского
полуострова. Появились в XV-XVI вв. и многие другие монастыри. В них шла большая
просветительская работа, переписывались книги, развивались самобытные
школы иконописи, фресковой живописи. В монастырях писались иконы, которые наряду с фресками и мозаикой
составляли тот жанр живописного искусства, что был разрешен церковью и
всячески поощрялся ею. Выдающиеся живописцы древности отражали в иконе и религиозные сюжеты,
и свое видение окружающего мира, запечатлевали в красках не одни
христианские догматы, но и собственное отношение к актуальным проблемам
современности. Поэтому древнерусское живописное искусство вышло за узкие
рамки церковной улитарности и стало важным средством художественного
отражения своей эпохи – явлением не только чисто религиозной жизни, но и
общекультурной. XIV – начало XV вв. – это время расцвета иконописи. Именно в ней
русским художникам удалось полностью выразить характер страны и народа,
подняться до высот мировой культуры. Корифеями же иконописи, безусловно,
являлись Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий. Благодаря их творчеству
русская икона стала не только предметом живописи, но и философских
дискуссий; она о много говорит не только искусствоведам, но и социальным
психологам, стала составной частью жизни русского народа. Провидение крайне редко распоряжается таким образом, что на протяжении 150 лет один за другим живут и творят великие деятели культуры. России XIV-
XV вв. в этом отношении повезло – у нее были Ф. Грек, А. Рублев, Дионисий.
Первым звеном в этой цепи оказался Феофан – философ, книжник, иллюстратор,
иконописец, который попал на Русь уже сложившимся, но не застывшим в темах
и приемах письма мастером. Он не спорил со временем и заказчиками, и учил жизни и хитростям своей
профессии русских художников, в том числе, вероятно, и Андрея Рублева.
II Государственная Дума (январь–февраль 1907 г. ) , которая была еще радикальнее, чем предыдущая, также не была результативна. Консервативные партии объединились, чтобы не допустить принятия аграрного закона, направленного против помещичьей собственности. Тактика кадетов определялась лозунгом "берегите думу" и означала на деле поддержку царизма. В свою аграрную программу кадеты внесли ряд изменений и приблизили ее к столыпинской. Трудовики выступили за полную отмену столыпинского аграрного законодательства, за национализацию всей земли и передачу ее крестьянам фактически без выкупа. Как и в I думе, трудовики требовали создания местных земельных комитетов на основе всеобщего избирательного права, обеспечивающих защиту интересов народа. Большевики в думе защищали дело крестьянской революции, что и решило судьбу социал-демократической думской фракции, которая в ночь на 3 июня 1907 г. была арестована по ложному обвинению в подготовке государственного переворота. Дума была распущена и опубликован новый избирательный закон.