В целом, история Иерусалима на протяжении Средних веков — это история упадка. Иерусалим был крупным городом Византийской империи, процветал на протяжении первых столетий мусульманского правления (640—969 годов); однако под властью Фатимидского халифата (конец X—XI век), — ко времени завоевания христианами в 1099 году, — его население сократилось с примерно двухсот до менее ста тысяч. При захвате города христиане перебили большую часть его населения, и хотя в период Иерусалимского королевства оно быстро восстановилось, в 1244 году оно вновь было истреблено, когда город отвоевали хорезмские тюрки — в живых осталось менее 2000 человек. После этого город оставался тихой заводью поздних средневековых мусульманских империй, и лишь в XVI веке его население вновь превысило 10 000 человек[1]. Он переходил из рук в руки различных мусульманских фракций, пока в 1517 году не был окончательно завоёван османами.
Благодаря алфавиту уровень грамотности в Древней Руси XI-XII вв. был очень высок. И не только среди высших слоёв общества, но и среди простых горожан. Об этом свидетельствуют, например, многочисленные берестяные грамоты, найденные археологами в Новгороде. Это и личные письма, и деловые записи: долговые расписки, договоры, приказания господина своим слугам (значит, слуги умели читать!) и, наконец, ученические упражнения в письме.О высоком уровне просвещения говорят также и надписи на изделиях ремесленников, граффити на стенах соборов Новгорода, Пскова, Киева, не говоря уже о большом количестве переводных и русских литературных произведений.Первыми письменными литературными произведениями на Руси стали переводы произведений византийских авторов. Кроме переводной была и своя, оригинальная литература. Наиболее ценными с точки зрения исторической науки являются, конечно, летописи, или погодные записи. Древнейшая из сохранившихся "Повесть временных лет" - посвящена истории Руси с древнейших времён до начала XII в.