Переселенческая политика Столыпина Обострение аграрного вопроса в центре России царское правительство попыталось разрешить путем колонизации своих окраин переселением крестьян. По мнению исследователей, крестьянская колонизация проходит четыре этапа : первый, 60 – 80 годы XIX века, край был официально закрыт для переселения, т. к. после «освобождения» крепостных крестьян российские помещики неохотно отпускали от себя крестьян, так как им нужна была дешевая рабочая сила. Поэтому для первого этапа характерно самовольное заселение края. Второй этап (1890–1905 годы) сопровождается резким подъемом переселенческого движения в связи с постройкой Транссибирской магистрали, неурожаем и голодом 1891 – 1892 годов в России. Третий этап (1906 – 1909 годы ) самый активный этап крестьянской колонизации. В эти годы правительство всемерно поощряет крестьянское переселение. Четвертый этап (1910 – 1914 годы) характеризуется тем, что правительство на этом этапе ставит новые задачи в землеустройстве русского крестьянства, т. е. распространения на районы Казахстана и Сибири основных положений Указа от 9 ноября 1906 года. По Указу каждый крестьянин имеет право свой надел закрепить в частную собственность, выйти из сельской общины. Пытаясь разрядить недовольство крестьян, ослабить острату аграрного вопроса в центральных губерниях России, связанную с сохранением помещичьего землевладения, царское правительство встало на путь массового переселения русских крестьян в Казахстан и на Дальний Восток. Приток переселенцев в Казахстан особенно возросло после введения столыпинской аграрной реформы.
Патриархат (от греч. patér — отец и árcho — управляю, властвую; буквально — отцевластие), наиболее распространённая: форма первобытнообщинных отношений в период их распада, характеризующаяся преобладающей ролью мужчины в хозяйстве, общественной семье. Переход к П. совершался в ходе значительного развития производительных сил и повышения производительности труда во всех видах первобытнообщинного хозяйства: в земледелии, скотоводстве, охоте и рыболовстве. Развитие производства обусловило рост обмена и возникновение частной собственности. Почти повсюду происходило вытеснение мужчиной женщины из сферы основного производства и ограничение сё труда преимущественно домашней работой. Для П. характерны также счёт родства по отцовской линии (патрилинейность), утеря хозяйственного единства рода при сохранении остальных элементов общности сородичей, переход от парного брака к моногамии, поселение жены в общине мужа (патрилокальный брак) и образование больших патриархальных семей. В дальнейшем патриархальные отношения ещё более укрепились в связи с ростом имущественной дифференциации, возникновением патриархального рабства и зарождением деления общества на классы.
Вопрос о месте П. в истории общества в течение многих веков был предметом дискуссии. Широкое распространение получила теория об изначальной патриархальности человеческого общества. Сторонниками такого взгляда в античное время были Платон и Аристотель, в средние века этот взгляд господствовал, в 19 в. его защищал Г. Мэн. В 1860—70-х гг. сначала И. Бахофен, а затем Л. Г. Морган опровергли идею об изначальности П. Взгляды Моргана в основных чертах были поддержаны и развиты Ф. Энгельсом; они приняты большинством советских учёных. Но и в 20 в. значительная часть буржуазных этнографов придерживается теории исконности П.
Обострение аграрного вопроса в центре России царское правительство попыталось разрешить путем колонизации своих окраин переселением крестьян. По мнению исследователей, крестьянская колонизация проходит четыре этапа : первый, 60 – 80 годы XIX века, край был официально закрыт для переселения, т. к. после «освобождения» крепостных крестьян российские помещики неохотно отпускали от себя крестьян, так как им нужна была дешевая рабочая сила. Поэтому для первого этапа характерно самовольное заселение края.
Второй этап (1890–1905 годы) сопровождается резким подъемом переселенческого движения в связи с постройкой Транссибирской магистрали, неурожаем и голодом 1891 – 1892 годов в России.
Третий этап (1906 – 1909 годы ) самый активный этап крестьянской колонизации. В эти годы правительство всемерно поощряет крестьянское переселение.
Четвертый этап (1910 – 1914 годы) характеризуется тем, что правительство на этом этапе ставит новые задачи в землеустройстве русского крестьянства, т. е. распространения на районы Казахстана и Сибири основных положений Указа от 9 ноября 1906 года. По Указу каждый крестьянин имеет право свой надел закрепить в частную собственность, выйти из сельской общины.
Пытаясь разрядить недовольство крестьян, ослабить острату аграрного вопроса в центральных губерниях России, связанную с сохранением помещичьего землевладения, царское правительство встало на путь массового переселения русских крестьян в Казахстан и на Дальний Восток. Приток переселенцев в Казахстан особенно возросло после введения столыпинской аграрной реформы.
Патриархат (от греч. patér — отец и árcho — управляю, властвую; буквально — отцевластие), наиболее распространённая: форма первобытнообщинных отношений в период их распада, характеризующаяся преобладающей ролью мужчины в хозяйстве, общественной семье. Переход к П. совершался в ходе значительного развития производительных сил и повышения производительности труда во всех видах первобытнообщинного хозяйства: в земледелии, скотоводстве, охоте и рыболовстве. Развитие производства обусловило рост обмена и возникновение частной собственности. Почти повсюду происходило вытеснение мужчиной женщины из сферы основного производства и ограничение сё труда преимущественно домашней работой. Для П. характерны также счёт родства по отцовской линии (патрилинейность), утеря хозяйственного единства рода при сохранении остальных элементов общности сородичей, переход от парного брака к моногамии, поселение жены в общине мужа (патрилокальный брак) и образование больших патриархальных семей. В дальнейшем патриархальные отношения ещё более укрепились в связи с ростом имущественной дифференциации, возникновением патриархального рабства и зарождением деления общества на классы.
Вопрос о месте П. в истории общества в течение многих веков был предметом дискуссии. Широкое распространение получила теория об изначальной патриархальности человеческого общества. Сторонниками такого взгляда в античное время были Платон и Аристотель, в средние века этот взгляд господствовал, в 19 в. его защищал Г. Мэн. В 1860—70-х гг. сначала И. Бахофен, а затем Л. Г. Морган опровергли идею об изначальности П. Взгляды Моргана в основных чертах были поддержаны и развиты Ф. Энгельсом; они приняты большинством советских учёных. Но и в 20 в. значительная часть буржуазных этнографов придерживается теории исконности П.